Одно из наиболее существенных событий в российском образовании прошло практически незамеченным: после более 10 лет борьбы с ЕГЭ общество его фактически признало. Кампания по сдаче Единого экзамена в 2015 г. прошла незаметно для населения России. Выпускники школ и их родители, конечно же, волновались, но это обычное дело для любого экзамена, от которого во многом зависит будущее молодого человека. До введения ЕГЭ волновались на школьных выпускных экзаменах, потом на приемных в вузы. Были небольшие утечки по КИМам (контрольно-измерительным материалам), но их было крайне мало, а поскольку шпаргалки и подсказки также всегда были обычным делом на экзаменах, то и реакция на эти действия была слабой: массовых утечек, как в прошлые годы, не наблюдалось.
Как заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев: "Обработка результатов продолжается, но уже можно сказать, что серьезных нарушений и утечек КИМ на ЕГЭ не было, нет и ни одного пункта приема экзамена с аномальными результатами".
По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) на их "горячую линию" за время сдачи ЕГЭ поступило "64 звонка по вопросам оценивания КИМ и правильности заполнения бланков. На электронную почту поступило более 200 обращений по вопросам оформления ответов, заполнения бланков, а также по вопросам шкалирования и апелляций".
По данным Рособрнадзора, "в основной период проведения единого госэкзамена на "горячую линию" ... по вопросам ЕГЭ поступило более пяти тысяч звонков. Помимо этого, за указанный период по электронной почте пришло более двух тысяч обращений. Основные вопросы касались получения результатов и особенностей организации ЕГЭ, добавления предметов по выбору для сдачи экзаменов, правила подачи апелляций и поступления в вуз".
Такое положение свидетельствует о налаженной организации и о рутинизации процесса сдачи ЕГЭ.
Таким образом, элементарное наведение порядка в период сдачи ЕГЭ в 2014 г. привело к тому, что общество поверило в объективность экзамена и оценило его достоинства: одна сдача экзаменов (совмещение выпускных экзаменов из школы и вступительных в вуз), легкость подачи документов в высшие учебные заведения и расширение выбора направлений подготовки (специальностей), на которые можно поступать (5 вузов и 3 направления подготовки (специальности)).
Учительскую общественность успокоило возвращение в экзаменационное поле сочинения: престиж предметов "Русский язык" и "Литература" в глазах населения и выпускников школ был, как ей представляется, значительно повышен. Другое дело, что никакого реального воздействия на грамотность подрастающего поколения эта мера не окажет, как не окажет она и никакого влияния на способность молодых людей критически мыслить и аргументировано выражать свои мысли. Деградация владения русским языком началась задолго до введения ЕГЭ и возвращением сочинения как допуска к Единому экзамену эту тенденцию, к сожалению, не переломить.
Еще одной мерой, которая позволила примирить с ЕГЭ учительское сообщество и была положительно воспринята вузами, было разделение экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Теперь выпускник школы, который не собирается поступать в вузы, где математика является профильным предметом, сдает данный предмет на базовом уровне, а тот, кто идет на направления подготовки (специальности), где она таковым является, сдает более сложный экзамен.
Было бы логично и сдачу русского языка подчинить этому правилу: поступающий в гуманитарные вузы (на гуманитарные направления подготовки) должен сдавать русский язык на профильном уровне.
Если считать, что выбор для сдачи на ЕГЭ биологии, физики, химии и т.п. показывает область интересов выпускника школы, по которой он собирается продолжать обучение, то эти предметы также следует отнести к профильным.
Соответственно целесообразно, чтобы в будущем ЕГЭ было устроено таким образом: молодые люди, которые намереваются поступать в вузы, должны сдать на профильном уровне два предмета, а на базовом - один. Это означает, что должны быть изменены и баллы, по которым допускается поступление в вузы.
Вузы сами устанавливают минимальное число баллов по профильным предметам, которые необходимо получить для поступления в них на программы бакалавриата (в ряде случаев - специалитета). Минимальное число баллов – это то их значение, ниже которого высшие учебные заведения не могут принимать на обучение.
Как разъяснил С.С. Кравцов - глава Рособрнадзора, сдача математики на базовом уровне оценивалась по пятибалльной шкале и средний балл составил 3,95.
27 баллов по математике - это минимальный балл при сдаче данного предмета как профильного. Но представляется, что вузы, где математика - профильный предмет, не могут принимать абитуриентов с 27 баллами, т.е. фактически с "двойкой" по данному предмету. Это очень низкий показатель для того, чтобы абитуриент мог учиться, прежде всего, на технических направлениях подготовки. А многие вузы, которые в ситуации демографической ямы не могут набрать контингент, принимают на профильные специальности именно с такими низкими баллами.
Чуть лучше обстоит дело с минимальными баллами по другим предметам, которые также можно считать профильными, - здесь государство позволяет принимать в вузы абитуриентов с тройками и тройками с минусом, если считать по пятибалльной шкале (в баллах - 32-36 баллов). И, конечно же, крайне низки минимальные требования по иностранным языкам - 22 балла.
Вместе с тем в 2015 г. средний балл по многим предметам, сдаваемым на ЕГЭ, повысился. Средний балл по русскому языку составил 65,9, по литературе - 57,1, по математике профильного уровня - 50,9, средний балл по физике вырос с 45 до 51, по химии достиг 57 баллов.
Напомним, что в 2014 г. в связи с ужесточением контроля средний балл по всем предметам ЕГЭ существенно снизился. Если снижение среднего тестового балла в 2014 г. по сравнению с 2013 г. можно объяснить двумя причинами: ужесточение контроля (объективная причина) и стресс сдающих ЕГЭ (субъективная причина), то рост среднего тестового балла в 2015 г. можно объяснить, как представляется, только отсутствием дополнительного стресса при сдаче ЕГЭ (жесткость контроля была известна заранее и сдающие на этот фактор уже не реагировали). При этом вряд ли можно считать, что качество школьного образования за 1 год существенно изменилось.
Следует также отметить, что по биологии средний тестовый балл продолжил снижение, а по географии остался на уровне 2014 г. Вместе с тем немного настораживает значительный рост среднего тестового балла по физике (на 5,1 балл) и обществознанию (на 5,6 баллов), поскольку эти предметы фактически являются профильными для технических (физика) и социально-экономических (обществознание) вузов.
В 2015 г. приоритеты по сдаче экзамена по выбору распределились следующим образом: обществознание сдавали 51,2% участников, физику - 22%, историю - 20%, биологию - 17,4%.
Автор: Т. Клячко
Журнал "Экономическое развитие России"