При подготовке к экзаменационной кампании следующего года руководитель Рособрнадзора призвал все региональные органы управления образованием обратить особое внимание на изменения в содержании контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по всем предметам в соответствии с требованиями ФГОС и довести их до сведения всех учителей и выпускников. «Учителей, родителей и выпускников очень серьезно надо погрузить в содержательные изменения в контрольных измерительных материалах», — заявил он, напомнив, что с ними можно ознакомиться в материалах на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и видеоконсультациях Рособрнадзора от разработчиков КИМ ЕГЭ.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова рассказала, что изменения в КИМ ЕГЭ будут происходить поэтапно в течение трех лет. В экзаменационных материалах 2022 года они затронули не более 3-4 заданий по каждому предмету. Она подчеркнула, что эти изменения не связаны с усложнением ЕГЭ.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский сообщил, что схема проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году пока окончательно не сформирована. Она будет определена исходя из развития эпидемиологической ситуации и принятых в связи с этим решений правительства РФ.
Он рассказал, что с 2023 года Рособрнадзор планирует полностью отказаться от доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов (ППЭ) на электронных носителях и внедрить во всех регионах технологии передачи КИМ ЕГЭ в ППЭ по сети «Интернет» и сканирования бланков участников ЕГЭ в аудиториях. В течение 2022 года необходимо обеспечить все ППЭ полным комплектом оборудования для проведения ЕГЭ по новым технологиям. Как сообщила директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Юлия Егорова, в 2021 году эти технологии применялись при проведении ЕГЭ в 26 регионах, в 2022 году провести экзамены с их использованием готовы уже 48 субъектов РФ.
Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова сообщила, что в 2021 году за различные нарушения с экзаменов было удалено 949 участников, в том числе 426 – за использование средств связи, 400 – за шпаргалки, 123 – за иные нарушения. Она отметила увеличение числа случаев, когда нарушители пытались воспользоваться микронаушниками (за их использование были удалены 45 человек).
Технология «машинного зрения», которая применялась для выявления подозрительного поведения участников ЕГЭ второй год подряд, в 2021 году повысила свою эффективность: 137 подозрений на нарушение, которые отметил искусственный интеллект, были подтверждены наблюдателями. «Мы будем эту технологию и дальше развивать», — заявила Нино Бугулова.
При подготовке к проведению ЕГЭ в 2022 году она попросила уделить особое внимание организации работы региональных ситуационных центров и подготовке онлайн-наблюдателей.
Самой юной участницей ЕГЭ в 2021 году стала восьмилетняя Алиса Теплякова, а самым возрастным участником – учитель математики из Крыма, который в 72 года подтвердил свой высокий уровень знаний, набрав 96 баллов на ЕГЭ по профильной математике.
Руководитель Рособрнадзора рассказал также о других оценочных процедурах, которые будут проведены в 2022 году. В апреле пройдет новый цикл международного исследования PISA, в котором будут участвовать и российские школьники, а в октябре планируется провести очередной этап оценки качества образования по модели PISA в регионах России, а также национальное исследование качества образования. С 15 марта по 20 мая школьники напишут всероссийские проверочные работы (ВПР), а сентябре-октябре писать ВПР будут студенты организаций СПО.
Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор продолжает анализ практики выдачи медалей «За особые успехи в учении». По его словам в случаях, если такие медали были выданы неправомерно, директора школ должны нести персональную ответственность.
Также Рособрнадзор будет вести мониторинг количества контрольных и проверочных работ в школах, в том числе на основе жалоб от родителей обучающихся. В августе 2021 года рекомендации по оптимизации количества контрольных работ были направлены Минпросвещения и Рособрнадзором в регионы. В дальнейшем их планируется закрепить в виде нормативных документов.
Анзор Музаев затронул и вопрос излишней отчетной нагрузки на учителей. Он попросил все региональные органы управления образованием проанализировать эту проблему и посмотреть, от каких отчетов на уровне региона и муниципалитетов можно отказаться.