Он напомнил, что в преддверии экзаменационной кампании 2022 года были смягчены противоэпидемиологические меры: в этом году отменено требование к рассадке участников в аудитории с соблюдением дистанции в 1,5 метра. Все остальные меры остаются: термометрия на входе, дезинфекция помещений, масочный режим для работников пунктов проведения экзаменов (ППЭ). Отвечая на вопрос одного из участников горячей линии, Анзор Музаев сообщил, что свидетельство о вакцинации от COVID-19 или результат ПЦР-теста, как и ранее, не требуются для допуска на экзамены.
Руководитель Рособрнадзора заверил, что все интернет-ресурсы, связанные с проведением ЕГЭ, надежно защищены от DDoS-атак. «Мы все варианты постарались максимально предусмотреть», — заявил он.
Отвечая на вопросы журналистов, он добавил, что при организации экзаменов в приграничных с Украиной территориях Рособрнадзор и местные органы власти готовы оперативно реагировать в случае возникновения каких-либо угроз безопасности. «Мы будем действовать по ситуации, у нас опыт быстрого реагирования есть. Если в какой-то момент будут возникать сомнения по тому или иному населенному пункту, мы совместно с регионами в очень гибкой форме будем быстро организовывать перенос экзамена на резервные дни и в более безопасные места», — заявил руководитель Рособрнадзора.
По словам Анзора Музаева, проведение ЕГЭ и ОГЭ полностью обеспечено бумагой, картриджами и другими расходными материалами, выпускники и их родители ничего сами закупать не должны. «Если есть факты, что с родителей учеников требуют или собирают деньги для проведения этой процедуры, просьба обращаться к нам, указать, в какой школе это происходит. Мы обязательно с этим вопросом будем разбираться отдельно», — добавил он.
Несколько заданных вопросов касались организации итоговой аттестации для выпускников, которые не имеют возможности приехать для сдачи экзаменов в Россию из-за границы, а также для беженцев и вынужденных переселенцев. Анзор Музаев пояснил, что аттестаты, выданные по результатам промежуточной аттестации выпускникам из ДНР, ЛНР и Украины, которые находятся на территории России, ничем не будут отличаться от обычных аттестатов российских школ. Они дают их обладателям возможность поступить для дальнейшего прохождения обучения в колледжи.
Механизм организации промежуточной аттестации регулируется органами исполнительной власти субъектов РФ, соответствующие методические рекомендации Рособрнадзором в их адрес были направлены.
Российские выпускники 11 классов, находящиеся за границей, могут сдать ЕГЭ в открытых там экзаменационных пунктах, при наличии такой возможности. В этом году они будут работать в 59 странах, сообщил замруководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский. Эти выпускники также могут получить аттестат по результатам промежуточной аттестации, но в этом случае сдать ЕГЭ для поступления в вузы они смогут только на следующий год как выпускники прошлых лет.
Ответили участники горячей линии и на вопросы, связанные с дальнейшими перспективами развития государственной итоговой аттестации. Так, по словам Анзора Музаева, в ближайшие годы не планируется перевод в компьютерный формат ЕГЭ по другим предметам, кроме информатики и ИКТ. Не планируется отказ на постоянной основе от проведения ОГЭ для выпускников девятых классов, несмотря на то, что в 2020 году эти экзамены были отменены из-за пандемии, а в 2021 году проводились только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Проведение основного периода ОГЭ в 2022 году началось сегодня, участникам предстоит сдать для получения аттестата экзамены по четырем предметам. Отменять ГВЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов также не планируется.
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова прокомментировала предложение перенести написание итогового сочинения в 10 классы. По ее мнению, такой перенос не представляется целесообразным. «Итоговое сочинение основывается не только на базовых знаниях, но и на социальном опыте, который получает человек. Готовиться к итоговому сочинению специально не надо. Есть накопленный багаж, читательский опыт, собственная позиция. Приди и просто на грамотном русском языке покажи эту позицию», — сказала она.
Оксана Решетникова также опровергла некоторые распространенные мифы о ЕГЭ. Она заверила, что варианты экзаменационных материалов в разных регионах и в разные периоды проведения экзаменов равнозначны по уровню сложности, технология их подготовки исключает вероятность того, что какой-то из вариантов может оказаться сложнее или проще. Задания ЕГЭ не выходят за рамки требований ФГОС и содержания школьных учебников, но для выполнения наиболее сложных заданий нужно знание предмета на углубленном уровне.
Одна из выпускниц обратилась с предложением снять фильм о ЕГЭ. Анзор Музаев эту идею поддержал. «Если такое предложение поступит, я и мои коллеги готовы сняться в этом фильме, поучаствовать в роли персонажей, которые реально сейчас действуют. Хорошая идея для популяризации [экзамена]», — сказал руководитель Рособрнадзора.
В ходе горячей линии представители Рособрнадзора также рассказали, что делать, если выпускник во время экзамена почувствовал себя плохо, допустят ли на экзамен опоздавших, что можно взять в аудиторию в качестве легкого перекуса, как и в какие сроки проверяются экзаменационные работы, как готовиться к ЕГЭ без репетиторов и ответили на другие популярные вопросы. Видеозапись горячей линии доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.