В период проведения ЕГЭ в 2011 году, начиная с досрочной сдачи, специальной группой мониторинга Рособрнадзора проводится анализ Интернет и социальных сетей на предмет выявления образцов, частей и отдельных заданий КИМ, а также упоминания номеров участниками ЕГЭ до и во время проведения экзаменов.
Специалисты отмечают, что основными сайтами, которые занимались незаконной деятельностью в период государственной (итоговой) аттестации, были 4ege.ru, postupim.ru, Abiturient.pro, группы в социальных сетях Мой мир на mail.ru, ВКонтакте и др.
Было установлено, что на этих сайтах в дни экзаменов появлялись части заданий КИМ ЕГЭ, то есть отдельные вопросы или блоки вопросов. Общее количество размещенных частей вариантов КИМ по всем предметам – около 300 единиц. В основном, в это замечены участники ЕГЭ II зоны (Урал, Сибирь).
СПРАВКА
Экзаменационные материалы ЕГЭ для обеспечения субъектов Российской Федерации распределяются по 3 зонам. Варианты КИМ ЕГЭ в количестве нескольких сотен тысяч формируются автоматически и каждый экземпляр получает свой уникальный индивидуальный штрих-код и номер.
Для каждого субъекта Российской Федерации КИМ комплектуются автоматизировано, случайной выборкой. При тиражировании, упаковке и доставке экзаменационных материалов в регионы строжайшим образом должны соблюдаться меры информационной безопасности.
В связи с тем, что подавляющее большинство нарушителей выкладывали части своих вариантов без номеров и штрихкодов, специалистам было достаточно сложно идентифицировать фамилии и другие данные участников. Вместе с тем однозначно установлены номера и шрихкоды более 200 нарушителей по разным предметами ЕГЭ, которые сфотографировали свои КИМы и выложили их в Интернет.
Кроме того, специалисты идентифицировали участников, зарегистрированных в социальных сетях, выкладывавших вопросы из своих заданий КИМ во время экзамена. Дело в том, что большинство профилей пользователей этих групп, в том числе и «ВКонтакте», были открытыми.
Например, во время ЕГЭ по математике 6 июня в социальной сети «ВКонтакте» удалось выявить 141 участника переписки из 43 регионов всех 3 зон ЕГЭ. Больше всего нарушителей отмечено в Москве и Башкортостане (28 и 14 человек соответственно).
Во время проведения остальных экзаменов, в том числе ЕГЭ по русскому языку, нарушителей, выходивших в Интернет, по данным мониторинга было гораздо меньше.
Факт опубликования КИМ в Интернет говорит о наличии признаков следующих правонарушений:
1) разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
2) нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 9 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Рособрнадзор, обработав имеющуюся информацию, отправил в региональные органы управления образование письма с требованием проведения оперативного расследования по всем выявленным нарушениям и принятия должных мер.
Уже 8 июня у нарушителей, установленных на федеральном уровне, в 11 субъектах РФ результаты экзаменов были аннулированы.
Всем субъектам РФ было указано о необходимости принять все меры по усилению контроля за соблюдением процедур ЕГЭ и организации ежедневного анализа ситуации на сайтах и форумах в Интернете, а также усилить меры оперативного контроля со стороны прокуратуры и органов МВД.
В свою очередь, сами региональные органы управления образованием субъектов Российской Федерации в ходе проведения ЕГЭ в качестве оперативных мер организовали расследования фактов нарушений в ходе проведения экзаменов в отношении организаторов и участников ЕГЭ, с последующим принятием в случае необходимости решений о дисциплинарных взысканиях, а также о ходатайствах о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц; привлекают региональные силовые структуры к проверкам фактов нарушений.
С учетом того, что в период ЕГЭ было проведено около 3 миллионов человеко-экзаменов, а частей КИМ, обнародованных в Интернет, опубликовано всего около 300 при большом количестве вариантов КИМ, подобные случаи, по мнению экспертов, нельзя назвать масштабными.
Можно сделать вывод о том, что размещение КИМ в Интернете не повлияло на ход проведения ЕГЭ, потому что не дало целостной картины по представленным на экзамены вариантам заданий. Сравнение средних баллов по каждому из вариантов, использовавшихся в экзамене по всем предметам, в том числе по математике, показало, что отсутствуют статистически значимые отклонения от среднего показателя, в том числе по сравнению с 2010 годом. Это не подтверждает распространившееся мнение об имевшемся массовом использовании участниками Интернета в ходе проведения ЕГЭ и искажении результатов экзаменов.
Шатунов Сергей – помощник руководителя