29 июля 2015 года в МИА «Россия сегодня» Министерство образования и науки РФ провело пресс-конференцию, посвященную школьному олимпиадному движению в России. В конференции приняли участие представители министерства, руководители сборных России на международных олимпиадах и участники олимпиад.
Дискуссию открыла директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Зырьянова. По ее словам, в завершившемся учебном году более 60 процентов российских школьников с 5 по 11 класс (а именно, 5 миллионов 732 тысячи человек) приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады. За последние пять лет победителями и призерами заключительного этапа олимпиады стали 7 тыс. 526 человек, которые традиционно получили привилегии при поступлении в вузы.
По словам Зырьяновой, в этом году по инициативе президента Российской Федерации произошло важное изменение в олимпиадном движении: квота победителей и призеров Всероссийской олимпиады по каждому предмету была увеличена с 30 до 45 процентов. Это означает, что еще больше школьников получат дипломы заключительного этапа олимпиады.
После Анастасии Зырьяновой выступили профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и психологии Московского государственного областного университета, руководитель сборной России по биологии Глеб Швецов и директор Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич. О поездке школьников на международную олимпиаду по физике рассказал проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артём Воронов, сам в прошлом — победитель международной олимпиады по физике. Под его руководством в этом году российская команда завоевала на олимпиаде в Индии четыре золотых и одну серебряную медаль. Работа со сборной проходила на базе МФТИ.
«Подготовка школьников год от года становится безусловно лучше, и Министерство образования и науки нам в этом очень сильно помогает, поскольку увеличивается длительность сборов, и мы получаем всю необходимую поддержку для подготовки ребят. Кроме того, мы высылаем школьникам домашние задания и решаем на сборах те задачи, которые ребята не могут решать в школах, поскольку в большинстве школ нет сложного экспериментального оборудования, которое есть в Московском физико-техническом институте. Мы привлекаем для решения сложных заданий экспертов, которые предоставляют материал намного шире школьной программы. Например, в этом году мы организовали несколько лекций по астрофизике и физике элементарных частиц, и именно это помогло школьникам решить на международной олимпиаде задачу про нейтрино, вылетающие из недр Солнца. Такую задачу ни один обычный одиннадцатиклассник решить бы не смог.
Если говорить про международную олимпиаду, то большую роль играет не только тренерский состав, но и молодые студенты и аспиранты МФТИ, которых мы привлекаем к обучению ребят. Многие из них в прошлом были победителями международных олимпиад, поступили в МФТИ и теперь они эмоционально заряжают школьников желанием победы.
Мы показали очень высокие результаты в этом году, завоевав четыре золотых медали. Следует отметить, что обладателю единственной серебряной медали в нашей команде до “золота” не хватило всего трех десятых балла».
После докладов руководителей сборных по биологии и математике журналисты заинтересовались тем, как сказывается ЕГЭ на качестве знаний подрастающего поколения, на что проректор МФТИ ответил: «В этом году ЕГЭ был очень высокого качества, и мы видим, что реальные знания ребенка на экзамене на сто процентов коррелируют с баллами единого государственного экзамена. Я считаю произошедшие изменения в области образования крайне позитивными».
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2014