На днях Москва принимала первую Международную конференцию “Эволюция оценки качества образования”, которая состоялась на площадке пресс-центра ТАСС. В столицу съехались руководители международных программ оценки достижений учащихся, а также представители структур, управляющих образовательной сферой в странах Европы и Азии. Открывая мероприятие, глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов призвал их обсудить локальные и общие достижения и проблемы, обменяться передовыми практиками национальных систем аттестации. “Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях... имеет большое значение для создания нашей национальной общероссийской системы оценки качества образования”, - подчеркнул он. Министр также отметил, что мы постоянно работаем в рамках программ таких структур, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Накануне участников конференции познакомили с технологиями процедуры проведения ЕГЭ. Иностранные эксперты увидели, как осуществляется доставка и печать контрольно-измерительных материалов (КИМ), как работает система онлайн-наблюдения и т.д. Специальный советник генерального секретаря ОЭСР Андреас Шляйхер (на снимке в центре) оценил российскую систему аттестации как современную, “включающую надежные меры информационной безопасности, позволяющие обеспечить объективность и прозрачность экзамена”.
“У нас общая цель - качественное образование и продуктивная образовательная среда”, - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов (на снимке справа), обращаясь на конференции к зарубежным коллегам. Их выступления, в свою очередь, показали схожесть основных проблем в этой сфере при том, что каждая национальная образовательная система, а также подходы к аттестации школьников в разных странах имеют свою специфику.
К примеру, в Турции выпускники, желающие поступить в вузы, сначала должны завоевать это право на специальном экзамене. Он проходит ежегодно в конце марта - начале апреля и длится около трех часов. За это время кандидатам в абитуриенты предлагается ответить на 160 вопросов по турецкому языку, математике, социальным и естественным наукам.
Допуск к поступлению получают те, кто набрал не менее 140 баллов из 500. Затем они сдают еще один экзамен по пяти профильным предметам, участниками которого ежегодно становятся более 2 млн молодых людей. Здесь уже необходимо получить не менее 180 баллов. C нарушениями тоже активно борются.
Процедура приема, как рассказал заместитель главы Министерства образования Турции Мухтерем Курт, сопровождается, к примеру, опечатыванием заданий и работ, а также сбором отпечатков пальцев экзаменуемых.
Он также сообщил, что число желающих получить высшее образование в Турции растет, увеличивается и объем финансирования образовательной отрасли. По данным замминистра, государственные средства, выделяемые на образование, превышают расходы на оборону - около 30 млрд долларов ежегодно, и тратятся они, в том числе, на совершенствование системы аттестации. Например, на создание полностью автоматизированных центров приема экзаменов с пропускной способностью 50 тысяч человек. “Наша цель - построить максимально эффективную систему измерения и оценки”, - отметил докладчик.
А вот для школьников Швейцарии предусмотрена специализация примерно с 14 лет, когда каждый выбирает определенную систему обучения - гуманитарную, экономическую или филологическую. Сдача выпускных экзаменов гарантирует поступление в любой университет страны, за исключением медицинских программ, на которые принимают после прохождения специального теста. По словам вице-президента Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA), директора Агентства аккредитации и оценки качества образования Швейцарии Кристофа Гролимунда, подготовкой экзаменационных материалов и организацией приема занимаются учителя, пользующиеся в этом плане полным доверием. Контроль за проведением экзаменов возложен на внешних наблюдателей.
Одна из ключевых проблем, довольно успешно решаемых сегодня швейцарским образованием, - уход студентов из вуза на первом году обучения. Кристоф Гролимунд сообщил, что некоторое время назад таких среди поступивших в университеты ежегодно насчитывалось до 30%, однако сегодня их число сократилось до 15%. Выход, как считает докладчик, нашли в повышении прозрачности - но не процедур аттестации, а университетской жизни. Сегодня в Швейцарии стараются наладить более тесные связи школьников со студентами: пусть заранее узнают, что их ждет в вузовских стенах.
Представляя нашу систему оценки качества школьного образования, Сергей Кравцов сообщил, что максимально объективной она должна стать через три-четыре года. Благодаря применению новых технологий, экзаменационные КИМы и бланки будут печататься непосредственно в пункте проведения процедур приема, а по завершении экзамена их сразу отсканируют и отдадут на обработку. Новые технологии, по мнению главы Рособрнадзора, позволят полностью исключить из процесса аттестации пресловутый человеческий фактор.
Заверив, что Российская Федерация и впредь будет активно участвовать во всех международных исследованиях в данной области, он выступил с инициативой по дальнейшему развитию сотрудничества в направлении совершенствования критериев оценки и принятия эффективных решений по итогам оценочных процедур. “Думаю, целесообразно было бы собрать некий международный совет, который обсуждал бы эти вопросы, - сказал Сергей Кравцов. - Мы считаем, что корректное использование результатов ЕГЭ повышает качество образования и служит стимулом его развития”.