Эпопея под мрачным названием ЕГЭ для нашей семьи закончилась на этой неделе. Моя 17-летняя (пока) дочь Люба, которой через две недели уже (уже?!!) исполнится 18 лет, на этой неделе в последний раз надела темно-синее школьное платье и белый фартук, чтобы сходить на экзамен. И теперь мы готовимся к выпускному балу, «пережевывая», между делом, послевкусие после сдачи Единого госэкзамена и ожидая результаты каждого из сданных экзаменов.
Моя дочь – выпускница 11-го «А» класса гимназии №3 города Уфы. Я уже публично высказывала искреннюю благодарность педагогам и вдоволь напроливала слез после последнего звонка и Весеннего бала выпускников по поводу скоропостижного взросления дочки.
Но уже через несколько дней после тех трогательных событий стартовали ЕГЭ, так что расслабляться было никак нельзя. Надо было встретить эту напасть во всеоружии. Я затарилась черными гелевыми ручками, шоколадками и минеральной водой и приготовилась к неизбежному.
Про нервы
Не так давно довелось прочитать интервью с мамой выпускницы, которая поведала, что в канун ЕГЭ у ее ребенка на нервной почве начались приступы рвоты, несмотря на то, что мама приложила все усилия для успешной сдачи экзаменов - бесконечно нанимала репетиторов за большие деньги и т.д.
Коллеги спросили меня, правда ли все так ужасно. Не знаю. Возможно, в той семье дела обстоят именно так. А может, все же журналисты сгустили краски. Я могу только наблюдать со стороны за ситуацией в других семьях, сравнивать и делать выводы, что мы сделали правильно и в чем ошиблись. И проводя такой анализ, все больше прихожу к выводу: успехи ребенка наполовину зависят от поддержки родителей и правильного настроя на победу.
Каюсь, я не всегда была такая мудрая. Еще совсем недавно считала, что самым лучшим стимулом для успешной подготовки ребенка к экзамену послужат фразы типа «Не сдашь экзамен - пойдешь мыть полы и зарабатывать на коммерческий вуз». Но почитав советы психологов, выяснила: лучшая помощь ребенку при подготовке к ЕГЭ – создать дома спокойную, уютную и благоприятную обстановку. Никаких ссор и уж тем более никаких упреков!
Но это было полдела. Важно было следить за самообладанием дочери. Потому что как бы она ни храбрилась, было очевидно: внутри затаился острый холодок страха, который того и гляди вырвется наружу и станет неуправляемой истерикой. Пару раз она была близка к такому критическому состоянию и пускала слезу, приговаривая: «Я не смогу, у меня не получится!». И вот тут опять помогли психологи.
Мы прибегли к «методу Скарлетт», заслуживающей памятника за свою историческую фразу: «Я подумаю об этом завтра». Мы добавили к ней еще одну мысль: «Завтра в это же время экзамен будет позади, и мы будем смеяться над своими страхами».
Таким образом мой ребенок одолел страх перед экзаменами. Ее все равно потряхивало при мысли об очередном ЕГЭ, но она научилась брать себя в руки.
Дочь не раз переспрашивала, что будет, если она завалит экзамены и не сможет поступить в вуз на бюджетное обучение. Я отвечала по «методу Скарлетт»: «Вот когда завалишь, тогда и будем думать. А сейчас нам лучше уделять больше внимания учебе». Хотя сама тоже находилась на грани паники от этих мыслей.
На экзамен в пункты сдачи дети приезжали на час раньше. И это, пожалуй, тоже верно, с точки зрения психологии. По словам дочери, сначала после преодоления металлоискателей и «паспортного контроля» на входе в школу она впадала в ужас, который постепенно переходил в стадию «пофигизма». И к моменту, когда учеников приглашали в аудиторию, в ее душе оставалось только желание все сделать и уйти оттуда. При этом необходимо было все-таки держать ситуацию под контролем – вникать в задания и аккуратно заполнять материалы, не забывая про время.
Но так было не у всех. Судя по официальным сообщениям, нескольким ребятам стало плохо на экзамене – на литературе и географии, которые сдавали самыми первыми, и на математике-профиле, который считают самым сложным из ЕГЭ. И эти недомогания наверняка были связаны не только с жарой, но и с нервным перенапряжением. Детям разрешили пересдать экзамены в резервный день.
Родители, почему вы допустили их до этого состояния? Это ваша вина. Теперь я это точно знаю. Перед сдачей устного английского у моей дочери тоже возникло недомогание – заболел живот. Но когда врач предложил ей отказаться от экзамена, она собрала силы и сказала, что лучше попробует с ним справиться сегодня вместе с друзьями. Потом в одиночку сделать это будет сложнее. И живот быстро прошел. Помогла обычная печенька, которой ее угостила врач в школьном медпункте. Значит, это недомогание точно носило соматический характер, и было, в первую очередь, связано с нервами.
Про репетиторов
Одно могу сказать точно – про ЕГЭ надо начинать думать уже на стадии 8-го или 9-го класса, если не раньше. Тем более, если у вас есть проблемы с теми или иными предметами, которые понадобятся при поступлении в вузы.
У нас были проблемы с математикой в средних классах. Репетитор – добрая и мудрая пожилая женщина – помогла понять сложные места и проникнуться уважением к алгебре и геометрии. И в школе с учителями-предметниками тоже везло. Это очень важно, ведь неприязнь к той или иной учебной дисциплине мешает детям усваивать их. Поскольку математика входит в число обязательных ЕГЭ, мы сочли необходимым ее «подтянуть». Физике и химии так не посчастливилось, с ними у нас остались «дипломатические отношения».
В 10-ом классе дочка почувствовала, что неуверенно владеет французским и стала заниматься на курсах при университете. Но когда на курсах речь зашла о сдаче важного экзамена, который мог сыграть важную роль при поступлении в вуз, она отказалась. Корю себя, что не настояла на обратном решении. Экзамен сдавали в конце обучения, и к тому моменту она сказала, что вполне справилась бы с ним. Но было уже поздно. Поезд ушел.
Мы с ней постепенно учимся не бояться трудностей и преодолевать их по принципу «Лучше попытаться и точно знать, что ты смогла (или иметь возможность исправить ситуацию, если не смогла, понять, где твое слабое место), чем потом жалеть об упущенном шансе». Думаю, у нас все получится, и с этими комплексами мы совладаем.
В сентябре 11-го класса мы вновь проанализировали свои возможности и пришли к выводу, что надо подтянуть английский. Изучили много местных курсов и нашли оптимальный вариант по качеству и цене.
Помогли отзывы в интернете. Ключевым показателем качества поначалу стал тот факт, что педагоги не «втюхивают» ученикам и родителям всякие брошюры и диски. А потом дочка сказала, что ей очень нравится педагог, несколько лет проживший в Англии, и заметно много пользы приносит каждое занятие. Она занималась больше полугода, в последний месяц сдавали несколько раз пробный экзамен, так что к моменту ЕГЭ она была, как минимум, морально к нему готова. И знаний тоже было достаточно.
Про нюансы
После каждого экзамена я терпеливо выслушивала все, что рассказывала дочка, даже если она делала это в 10-ый или 15-ый раз на дню. Ей надо было выговориться и успокоиться, а мне было реально интересно, ведь в наше время ЕГЭ не было. И еще я с удовольствием отмечала пользу от тех или иных своих действий.
1. Так, с радостью узнала, что в своем сочинении по русскому языку о роли женщины во время войны дочка упомянула легендарную фронтовичку из Уфы Галину Андреевну Осташевскую, о которой я несколько раз писала статьи. Мы с дочкой три раза были в гостях у этой удивительной женщины, и я наблюдала, как ребенок с огромным уважением слушает воспоминания Галины Андреевны, с благоговением рассматривала ее боевые награды. И вот эти впечатления нашли практическое воплощение. Это очень здорово! Галина Андреевна тоже очень обрадовалась, узнав, что моя дочка написала сочинение про нее. И пообещала молиться за успех нашей школьницы.
Мне почему-то кажется, что именно эти искренние прочувствованные ребенком строчки помогли получить почти максимальную оценку за сочинение – 23 балла из 24-х возможных. Правдивые эмоции все-таки круче казенных заученных цитат, согласитесь. Экзаменационные работы проверяют живые люди, и фактор субъективности никто не отменял.
2. А вот про обществознание мы говорили мало, и оно стало нашим слабым местом. Дочка зубрила определения, но все нюансы запомнить было не под силу. Наверное, стоило ей давать читать побольше экономических материалов в газетах и журналах. Глядишь, что-нибудь и отложилось бы в голове. Но теперь уже было поздно. Мы всякий раз пресекали прорывающийся наружу ужас перед этим экзаменом. Я советовала дочери принять душ, выпить чаю с любимыми печеньками и т.д. Чтобы потом снова сконцентрироваться на учебниках.
3. До сих пор не могу решить, правильно ли мы поступили, не став сдавать как можно больше экзаменов, чтобы потом подать документы как можно в большее количество вузов. У моей коллеги сын-выпускник сдает 8 экзаменов – от литературы до физики и химии. Последний год, по ее словам, он только и делает, что курсирует по репетиторам. Не уверена, что от этого много пользы. Насколько я могу судить по своему ребенку – чтобы усвоить материал, надо выполнять домашние задания по курсам и репетиторам и учить правила, спряжения и т.д. А для этого нужно время. Моя и с одним-то репетитором едва успевала. Правда, у нее еще оставалось время, чтобы пообщаться в соцсетях с подружками, но я сочла, что в разумных пределах это будет служить релаксацией. Тем более что ребята обсуждают не только «всякую ерунду», но и подготовку к ЕГЭ.
4. Единственное строгое условие, которое я поставила дочери, – никаких шпаргалок. Пусть лучше более низкий балл, чем позорное изгнание с экзамена с «волчьим билетом». Поэтому все разговоры о способах изготовления шпаргалок в нашей семье безжалостно пресекались.
Про баллы
Буквально вчера я прочитала в Фейсбуке реплику давней подруги из Красноярска на ту же тему – ЕГЭ и поступление в вузы. Пишет, что не спит которую неделю, голова занята поступлением в вуз. Сын получил по русскому языку 69 баллов, для поступления мало. Говорит, сами виноваты – больше играли с мячом, чем учились. А для поступления на учебу туда, куда он хочет, нужно заплатить 63 тысячи рублей только за один семестр!..
Теперь и мне стало по-настоящему страшно. По ситуации на сегодня, 19 июня, мы знаем только половину оценок – по литературе, русскому языку и математике. Но эти оценки вселили в нас уверенность в успехе. Моя дочь получила 93 балла по русскому языку и пятерку по математике-базе. По литературе набрала 66 баллов, но этот предмет при поступлении в вуз для нас решающей роли не играет.
Сначала она носилась по дому как угорелая с воплями счастья, а потом начала оправдываться сама перед собой – говорила, что ей просто повезло, попался легкий билет. Мне не нравится такая постановка вопроса – заниженная самооценка добра не приносит. Но мы лучше подумаем об этом завтра.
Для попадания «на бюджет» нам осталось набрать еще 140 баллов. Надеюсь, справимся. Ведь за нас переживает столько хороших людей.
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2016