Зачем люди придумали правила? Чтобы их соблюдать или нарушать?
Здравый смысл выбирает первое, а русская ментальность – второе.
Почему-то, общественность, в большинстве своем, жалеет студентов, сдававших ЕГЭ за учеников и ребят, которым аннулировали результаты за списывание… Неужели соблюдение правил – это жестоко, а их нарушение - норма?
К нарушителям правил сдачи ЕГЭ надо принимать серьезные меры. Так считает В. Болотов, один из основоположников единого государственного экзамена.
Единые государственные экзамены в этом году сдавали более 700 тысяч выпускников. Как и в предыдущие годы, ЕГЭ-2011 преследовали скандалы и нарушения процедур. Росообрнадзор отмечает, что «всплывающие» подлоги и обманы говорят о том, что скрыть что-либо в системе ЕГЭ сложно. Критики экзамена заявляют, что он показал свою несостоятельность. Свое мнение в интервью РИА Новости высказал вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
- Виктор Александрович, можно ли связывать скандалы, которые были в кампании ЕГЭ-2011 с ужесточением контроля?
- Ничего нового в этом году не было. Еще в советские времена были попытки подмены при сдаче вступительных экзаменов, и в рамках
ЕГЭ были такие попытки. Тот скандал, который был со студентами из МФТИ, это коррупционный скандал, когда дети, родители, организаторы вступили в преступный сговор и наняли студентов. Это чисто преступный сговор. Это дело УБЭП, как это и произошло, но такие преступления были, есть и, к сожалению, будут, ЕГЭ это или просто вступительный экзамен в университет.
- Размещение заданий ЕГЭ в интернете тоже не новинка… - Да, это проблема многолетней давности. Много лет назад в Санкт-Петербурге был опубликован в интернете один из вариантов заданий в ночь перед экзаменом. Рособрнадзор посмотрел, повлияла ли эта публикация на статистику успешной сдачи экзамена – не повлияла. Факт публикации был – спорить нельзя, но мы год выясняли вместе с силовыми структурами, кто и как организовывал утечку.
По поводу решения ЕГЭ через социальную сеть... Я говорил своим коллегам из Рособрнадзора и еще раз повторю – ослабили внимание к мерам безопасности. Ведь есть отработанные способы борьбы – камеры наблюдения в каждой аудитории, металлоискатели на входе и применение глушилок. Все это было апробировано, просто надо продолжать делать это системно. Меня больше поражает другое.
- Что?
- То, что средства массовой информации жалеют бедных студентов и бедных школьников, которых поймали за списывание, но эти школьники заняли бы место других более достойных ребят, давайте пожалеем тех, кто мог из-за них не поступить в вуз.
- Насколько серьезным должно быть наказание для тех, кто нарушает правила сдачи ЕГЭ?
- Я сторонник очень жестких мер. Если поймали школьника с мобильным телефоном – выгнать с экзамена и дать ему право пересдать в резервный день. Если он опять использует технику, то лишать его права сдачи ЕГЭ. Учителя гнать с волчьим билетом. Поймали на коррупции и фальшивости - все, к детям подпускать нельзя. - С помощью ЕГЭ можно оценить знания школьников?
- Любая система имеет свои плюсы и минусы. Если ребенок набирает хорошие баллы по любому из предметов, то он его прилично знает. При нынешнем барьере тройки экзамен сдать можно, а высокие баллы, не зная предмет, набрать невозможно. Поэтому для меня ЕГЭ проверяет знания предмета. Это, кстати, мнение многих учителей, с которыми я разговаривал. Поэтому как знали предмет, так и сдали.
- На фоне скандалов с ЕГЭ затихла дискуссия по поводу образовательных стандартов для старшей школы, чего ждать?
- Есть два стандарта, которые прошли фильтры. По идеологии они очень близки, по содержанию, примерно на 40% совпадают, ведь не может стандарт старшей ступени в корне отличаться от ситуации в основной школе, но отличия есть. Минобрнауки создало комиссию во главе с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком, в нее входит много известных и уважаемых людей, которые дорабатывают стандарты, надеюсь, уже к сентябрю будет результат.
- Это будет очередной вариант?
- Основной скандал вокруг первого варианта стандартов был связан с неудачной формулировкой тех или иных тезисов, на самом деле можно было прочитать, что в старшей школе остаются только три обязательных предмета. Если это убрать то, все остальное достаточно конструктивно. Использованы наши неудачи в международных исследованиях, мировые тренды. Из этого проекта и проекта Академии образования однозначно вытекает, что мы не будем строить натуральное хозяйство и железный занавес, а будем вписываться в мировое пространство, при этом, я уверен, на лидирующих позициях.
http://ria.ru/edu_analysis/20110706/397942963.html