- Об уровне трудности заданий ЕГЭ существуют два противоположных мнения. Есть учителя, которые считают, что часть вопросов выходит за рамки требований школьной программы, что ответов на них нет ни в одном школьном учебнике. Действительно, нет. Для ответа на них следует хоть чуть-чуть подумать. И учить детей думать гораздо важнее, чем требовать от них зазубривания учебников. От представителей элитных вузов порой приходится слышать, что задания ЕГЭ настолько просты, что не позволяют выявить достойных стать студентами.
На самом деле, задания базового уровня сложности элементарны для отличников, но непосильны для двоечников. Задания высокого уровня сложности позволяют выделить из числа хорошо выучивших содержание учебников выпускников тех, которые способны использовать имеющиеся знания при решении нестандартных задач.
- ЕГЭ по географии выбирают сравнительно небольшое число выпускников. Почему?
- Действительно, каждый год ЕГЭ по географии сдают всего лишь примерно 3% выпускников, заканчивающих школу. В 2011 году их было 21972. Это объясняется очень небольшим количеством специальностей в вузах и ссузах, где требуются результаты ЕГЭ по географии. В этом году перечень таких вузов еще более сократился. Например, на специальность "туризм" в списке обязательных вступительных экзаменов географию заменила история. Более того, при поступлении в некоторые педагогические университеты будущим учителям географии в 2011 году требовалось предоставить результаты ЕГЭ по "обществознанию", но не по географии.
- Так может быть в современном мире интернета и GPS навигаторов география действительно не нужна?
- Это не так. Современная школьная география нацелена не столько и не сколько на передачу знаний, сколько на формирование географического стиля мышления. Географическое мышление - это мышление системное и пространственное, оно, безусловно, необходимо в современных условиях глобализации всех происходящих процессов. Природные, социальные и экономические процессы являются взаимосвязанными, происходят в одном и том же пространстве. Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на их характер. Размещение объекта (явления) в пространстве само является таким же важнейшим его качеством, как и другие свойства. Без умения "привязать" событие к конкретному месту в пространстве, без сформированности ментальной карты Земли, Родины, родного края невозможно распознать суть той или иной проблемы.
Географическое мышление необходимо во всех ключевых сферах деятельности - от политики и журналистики до экономики и бизнеса. Не случайно современные работодатели в самых разных сферах при прочих равных условиях отдают предпочтение специалистам, имеющим географическое образование.
- Но есть мнение, что ЕГЭ по географии как раз и не проверяет умение мыслить.
- Это мнение тех, кто не видел не только реальных вариантов КИМ, но и не удосужился познакомиться с демонстрационным вариантом на сайте ФИПИ. Даже не будем говорить о сравнительно сложных заданиях с развернутым ответом: дать объяснение особенностей природы, населения и экономики отдельных территорий, спрогнозировать развитие экологических ситуаций, показать пути решения тех или иных проблем. Чтобы получить на экзамене результат, достаточный для поступления в какой-нибудь не самый престижный вуз, к выполнению этих заданий можно даже не приступать. Способность логически мыслить, выпускники должны продемонстрировать не только при выполнении этих заданий, - этого требуют более половины из 44 заданий экзаменационной работы, в которых необходимо применить полученные в школе знания.
- Приходится слышать, что студенты со 100-балльным результатом ЕГЭ плохо справляются с учебой, отчисляются после первой же сессии. Как вы это прокомментируете?
- Слышать такое действительно приходится достаточно нередко. Но при этом в 2011 году 100 баллов на ЕГЭ по географии на всю Россию получили 43 человека (0,19% от общего числа участников), а в 2010 - 23 человека (0,1%). Но тех, кто приносит в приемные комиссии стобалльные свидетельства ЕГЭ, в десятки раз больше: это победители и призеры многочисленных так называемых "статусных" олимпиад по географии, как вузовских, так и региональных. Выводы делайте сами.
- На что следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ в 2012 году?
- Есть, на первый взгляд, незначительное, но очень важное дополнение к формулировкам заданий С3 и С4. Как и раньше, в этих заданиях требуется объяснить то или иное географическое явление, спрогнозировать те или иные изменения в окружающей среде, обосновать свою точку зрения по тому или иному вопросу. При этом предлагается указать две причины, или два последствия, довода и тому подобное. Новым является добавление к формулировке, в котором говорится о том, что если выпускник укажет более двух причин, то оцениваться будут только те две, что указанны в ответе первыми. Учителям следует, обратить внимание выпускников, что при ответе на эти задания не следует "растекаться мыслью по древу" и писать всё, что, по их мнению, имеет хоть какое-то отношению к вопросу.
- Какой главный секрет успешной подготовки к экзамену?
- Выпускникам надо помнить, что если география была в числе их любимых предметов, если они добросовестно, систематически занимались географией, пока учились в 6-10 классах, им обеспечен хороший результат на экзамене, достаточно будет, лишь повторить материал.
Для повторения можно пользоваться любыми школьными учебниками - в экзаменационные работы ЕГЭ включаются задания, проверяющие владение только теми вопросами, которые представлены во всех учебниках, рекомендованных Минобрнауки России.
Но при этом важно иметь в виду, что примерно половина заданий на ЕГЭ по географии проверяет не то, как вызубрены учебники, а умение применять полученные знания, умение извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, представленную на картах, графиках, в статистических таблицах.
Для того чтобы составить представление о том, с заданиями каких типов вы встретитесь на экзамене, рекомендую познакомиться с демонстрационным вариантом КИМ по географии. Его можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений. При этом важно понимать, что в реальных экзаменационных вариантах вы все же встретите другие задания. Так, например, задания (В6 и В9) проверяют умения читать и анализировать географическую информацию, представленную в виде графиков и таблиц, содержание которых в заданиях разных вариантов может относиться к разным разделам школьных курсов географии. Задания С3 и С4 также могут базироваться на содержании разных курсов. Так, в задании С 3 может потребоваться объяснить как особенности компонента природы той или иной территории, так и особенности демографической ситуации или размещения промышленных предприятий. При выполнении заданий С4, предполагающих определение, обоснование или прогнозирование, также могут потребоваться знания из разных курсов школьной географии.
Чтобы почувствовать себя увереннее, попрактикуйтесь в выполнении заданий на сайте ФИПИ в разделе "Открытый сегмент ФБТЗ ( федеральной базы тестовых заданий)", Там вы найдете сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет. Вы можете не только посмотреть эти задания, но и выполнить их, проверка проводится автоматически. Можно также попробовать сдать зачеты по отдельным темам.