Новый закон «Об образовании» оставил ЕГЭ как форму проведения государственной (итоговой) аттестации российских школьников. И этим, в том числе, поднял очередную волну, ставших уже традиционными, жарких споров. Как по поводу возможности объективно определить знания учеников с помощью тестовых заданий, так и по поводу содержания самого закона.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» заменит целых два действующих еще с прошлого века законодательных акта «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
За время публичного обсуждения проекта нового закона сайт, на котором он был размещен, посетили более 12 миллионов человек и высказали почти 11 тысяч замечаний и предложений. Учитывала и анализировала полученные данные специальная комиссия, созданная Президентом.
По данным Минобрнауки РФ, больше всего предложений касалось государственных гарантий бесплатного образования, условий приема в вузы, светского и семейного образования, а также выплаты стипендий.
Качество документа заслуживает того, чтобы быть принятым в следующем году, - сообщил СМИ в конце 2011 года глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Предполагалось, что он будет внесен в Государственную Думу уже этой весной и начнет действовать с 1 января 2013 года, однако некоторые эксперты считают, что, скорее всего, к его обсуждению в Госдуме придут только осенью.
Изменения, которые коснутся будущих студентов
В новом законе предполагаются изменения в статье о приеме в вузы. В части, касающейся преимуществ при поступлении в высшее учебное заведение, появился дополнительный пункт – право на обучение за счет государства на подготовительных отделениях образовательных организаций. В действующем законодательстве этим правом могут воспользоваться только военнослужащие-контрактники.
Большая группа льготников, определенных этой статьей закона, при наличии у них среднего общего образования, сможет воспользоваться правом бесплатного обучения на данных курсах один раз. А в период приемной кампании им будет предоставлено преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Без вступительных испытаний в вузы возьмут, как и сейчас, только победителей или призеров всероссийской олимпиады школьников, членов команд международных олимпиад, а также при определенных условиях победителей и призеров олимпиад школьников. Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр смогут поступить без экзаменов по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.
Некоторым вузам по распоряжению Правительства будет разрешено проводить дополнительные вступительные испытания. Сохранится право творческих вузов на собственные конкурсы и экзамены. Отдельная глава проекта оговаривает государственную поддержку талантливых детей и молодежи и вводит в законодательство понятие «тьютора» для помощи в реализации индивидуального учебного плана таким одаренным ученикам и студентам.
Проведенное публичное обсуждение проекта закона показало, что тема образования волнует практически каждого жителя нашей страны, причины этого вполне понятны. Однако есть ли шанс у законотворцев создать такой документ, который устраивал бы все многомиллионное население России? Или уже пора согласиться с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, который считает, что «невозможно всю жизнь обсуждать документ, надо взять на себя ответственность принять его и передать».