Министерство образования и науки с утверждением нового руководителя действует весьма решительно: уже в октябре должны появиться первые аналитические отчеты по итогам мониторинга всех российских вузов на предмет качества образования.
У тех вузов (а всего в списке их 50 штук), которые не соответствуют определенным критериям, участь, понятное дело, незавидная. Хотя об этом пока говорят с видимой осторожностью: «возможно, реорганизация». В группу риска попадают те высшие учебные заведения страны, у которых невысокие следующие основные показатели: средний балл ЕГЭ, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника, количество иностранных студентов, исключая страны СНГ, доходы вуза и его общая площадь в собственности или оперативном управлении.
Пока ожидается, что главными жертвами данной реформы станут «халтурные» филиалы слабых вузов. По некоторым данным, итогом должно стать закрытие 20% государственных вузов и 30-35% их филиальной сети.
Оппоненты уже назвали деятельность Минобрнауки «диверсией в системе образования». Потому что критерии, по которым ведется проверка, на полную объективность не претендуют. К примеру, если применить их к консерватории или балетной академии им. Вагановой, получится, это эти славные творческие вузы надо немедленно закрыть. Средний балл ЕГЭ там невысокий, балерины и пианисты в математике не сильны, а их педагогов знают не по НИОКРУ и цитированию в журнале Nаture, а по афишам мировых турне. Афиши в списках не учитываются.
Но, может быть, их и нет в списке «проверочных» вузов?
Понятно, что все эти изменения вводятся в попытке улучшить качество российского образования. О том, что оно не на должном уровне, говорят и профильные международные рейтинги. Российских вузов в них либо нет вообще, либо расположены где-то далеко не в первой сотне. Некоторые эксперты предлагают прекратить попытки занять в них лидирующие позиции и создать свой собственный рейтинг.Его целью должно стать создание механизма, объективно отражающего положение отечественных вузов на международном рынке образования.
Взять, к примеру, шанхайский рейтинг ARWU. Если обратить внимание на хронологию его выпусков, то можно заметить системность национального проекта. Число китайских университетов в рейтинге выросло за последние шесть лет более чем в три раза. Они очень плавно (чтобы не спровоцировать обвинений в предвзятости исследования) продвигаются к верхним эшелонам таблицы.
Так почему бы и России не пойти таким путем? Сам себе режиссер! Тем более, по словам тех же экспертов, международные рейтинги не учитывают такие невыгодные для западных вузов критерии, как оценка внутренней среды вузов. А ведь известно огромное количество скандалов, в том числе и в знаменитых топ-университетах, связанных со стрельбой в учебных классах, употреблением наркотиков, драками в кампусах и т.д., хотя и у нас чудес тоже бывает много… Поэтому в отечественном рейтинговом проекте критерии оценки деятельности вузов необходимо будет скорректировать с учетом наличия реальных практик в системе высшего образования и наших национальных особенностей.
Пока понятно одно: с качеством российского образования надо что-то делать не откладывая. И для начала стоит дождаться анализа проведенной проверки вузов, возможно, в ноябре уже появятся первые вузы-кандидаты «на вылет».
По информации «Российской газеты» и «Известий»