Новому руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову предстоит решать проблемы, связанные как с совершенствованием ЕГЭ, так и с улучшением качества высшего образования. О задачах, стоящих перед ведомством, в интервью РИА Новости рассуждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— Ирина Всеволодовна, судя по обсуждению итогов ЕГЭ-2013, в будущем учебном году предстоят изменения в процедуре проведения экзамена. Как вы считаете, что необходимо сделать?
— Процедура проведения экзамена должна измениться гораздо значительнее, чем это сейчас предлагается сделать. Конечно, одна из ключевых задач — перестать оценивать губернаторов по итогам ЕГЭ, с этим все согласны.
Но выдвигались и другие предложения, которые пока не получили должного отклика.
Например, Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров, предложила дать школьникам возможность сдавать ЕГЭ на протяжении всего года любое количество раз, а потом засчитывать лучший результат. По-моему, это правильное предложение. Сейчас сельские дети оказываются в заведомо проигрышном положении — к месту сдачи ЕГЭ их часто везут довольно длительное время по плохим дорогам, и это не может не сказываться на результатах. Опять же разные бывают ситуации — кто-то заболел, кто-то в этот день не в лучшей форме. Гораздо разумнее обойтись без единых экзаменационных дней, хотя, понято, организовать подобную схему будет не очень просто.
Кроме того, можно рассмотреть вопрос об использовании при проведении ЕГЭ компьютерного моделирования — давать каждому выпускнику школы его личный вариант заданий. К такой практике постепенно переходят во всем мире, причем для любых экзаменов. Недавно ректор Университета Маасрихта, приезжавший в НИУ ВШЭ, рассказывал, что в Нидерландах так сдают все экзамены. Это существенно затрудняет списывание и упрощает задачу по борьбе с ним, хотя опять же это очень непросто сделать в масштабах России.
Возможность принятия подобных новшеств во многом будет зависеть от руководства Рособрнадзора. Надеюсь, оно ускорит обновление ЕГЭ, которое пока проходит очень медленно.
— Рособрнадзору предстоит работать не только с регионами, организующими проведение ЕГЭ, но и с вузами. В недавнем интервью Сергей Кравцов заявил о необходимости синхронизировать результаты мониторинга высшего образования, который проводит Минобрнауки, с аккредитацией...
— В функции Рособрнадзора входит проведение лицензирования и аккредитации вузов. Сейчас начинается второй мониторинг вузов по всей стране, и, очевидно, в следующем году предстоит новая волна объединений. Весьма вероятно, что речь пойдет о закрытии некоторых образовательных программ и даже вузов — на заседании правительства 21 августа министр Дмитрий Ливанов говорил, что многие вузы готовят специалистов, не нужных сейчас экономике, не работающих по специальности.
Казалось бы, если вуз признан неэффективным, он лишается аккредитации, и отозвать ее — полномочие Рособрнадзора. Однако эта процедура, с юридической точки зрения, представляется затруднительной. До сих пор у нас ведь закрывались преимущественно филиалы вузов. Это несложно — достаточно приказа ректора головного вуза. Отозвать уже выданную аккредитацию — совсем другая процедура, и как ее осуществлять, мне до конца не понятно.
Есть еще одна проблема: по существующим правилам сложно аккредитовать новые образовательные программы, у которых еще нет выпускников. Так что Рособрнадзору потребуется очень серьезная юридическая поддержка.
Для нового главы Рособрнадзора взаимоотношения с вузами, скорее всего, будут не очень просты. Сможет ли он эффективно работать с ректорами в такой болезненной ситуации — для меня открытый вопрос.
— Как вы оцениваете назначение Сергея Кравцова руководителем Рособрнадзора? Удастся ли ему решить поставленные задачи?
— Глава Рособрнадзора — фигура политическая, и у Сергея Кравцова есть очень большой потенциал именно как у политика. На мой взгляд, в этом году нарушений на ЕГЭ было не больше, чем в прошлом, но из-за неумения руководства Рособрнадзора вести работу с прессой общественности казалось, что вся система вот-вот рухнет.
Новый глава Рособрнадзора уже проявил себя опытным организатором федерального масштаба. В Минобрнауки России, возглавляя Департамент регионального развития, он занимался проектом модернизации региональных систем образования, в рамках которого стояла задача довести зарплату учителей до средней по экономике. Это очень большой плюс, так как функции Рособрнадзора — прежде всего, организационные. Сергея Кравцова хорошо знают в регионах, что тоже говорит в его пользу. Он стоял у истоков ЕГЭ, работая в Министерстве образования РФ при Владимире Филиппове, а затем возглавлял Федеральный центр тестирования.
Сразу после его назначения в Интернете появилась информация, что его докторская диссертация, посвященная профильному обучению в старших классах, содержит неправомерные заимствования. Насколько я могу судить по комментариям, обвинения оказались голословными. Сергей Кравцов много и серьезно занимался научной и научно-практической работой — это в профессиональном сообществе не подвергается сомнению.