Учебный год новый, а страшные истории об экзаменах никак не меняются. Про ЕГЭ с сентября уже успели поговорить и не один раз, пришла очередь государственной итоговой аттестации (ГИА).
ГИА касается выпускников 9 классов, которые решили сдавать выпускные экзамены не в традиционной форме, а выбрали задания, приближенные по содержанию к ЕГЭ. В работе те же три части на выполнение которых дается почти 4 часа. Тот же выбор из предложенных вариантов ответов и самостоятельная запись собственных. И часть С, состоящая из краткого изложения и сочинения.
Вроде бы с прошлого года и даже с позапрошлого ничего не изменилось, вроде бы можно от этого отказаться и сдавать привычные выпускные экзамены. Отчего же ГИА до сих так пугает некоторых журналистов, преподавателей и даже репетиторов? А те, в свою очередь, с большим удовольствием пугают девятиклассников. И все это вместо того, чтобы помогать им готовиться к экзаменам.
Некоторые учителя (они же при этом репетиторы) в собственных блогах сетуют, что ГИА в этом году будет особенно ужасна: «Посмотрев демонстрационный вариант экзамена-2013 и почитав различные методические рекомендации, я поняла следующее - экзамен очень трудный». Случайно не оттого ли такие вещи выкладываются в открытый всем доступ, что преодоление подобных трудностей для репетитора – это, собственно, и есть его заработок? И чем больше девятиклассников, а, в особенности, их родителей этими страшилками впечатлится, тем он (заработок) будет больше?
Основную проблему для обычного школьника такие учителя-репетиторы видят в третьей части ГИА, где нужно написать изложение и сочинение: «Группа С определенно представляет собой проблему для любого, даже хорошо натасканного девятиклассника». На этом страшные истории не заканчиваются: «здесь самостоятельность экзаменуемого возрастает до максимума, а возможность педагога вымуштровать и выдрессировать сводится к минимуму». Отчего же этот факт подается со знаком «минус»? Ведь задача педагога не сводится к столь любимому многими противниками ЕГЭ и ГИА «натаскиванию», а тем более муштре и дрессировке. ГИА учит детей ясно и кратко излагать свои мысли. А, главное, думать! Особенно хорошо это получается у тех, кто вспоминает о том, что после 9 класса нужно сдавать экзамены не в апреле, а, как минимум, в начале этого учебного года. И готовится к ним планомерно и тщательно: решает тесты и добросовестно изучает школьную программу. Тем более, что все пробные подобные реальным задания и правила проведения этой аттестации есть в открытом доступе, главное сделать усилие и заняться их поиском.
Конечно, никто не обещает, что ГИА в новой форме будет легкой или проще, чем традиционный экзамен. Но, кажется, речь идет о школьниках, освоивших программы основного общего образования? И если человек, закончивший 9 классов средней школы не может справиться с этим «злым волком»-сочинением (где, страсть какая, нужно написать минимум 70 слов!) или сократить изложение до того же минимума слов, то о каком образованном поколении может идти речь?
Возможно, самое время перестать жалеть и дезорганизовывать тем самым «бедных» девятиклассников, равно как и одиннадцатиклассников, которым придется сдавать в этом году ГИА и ЕГЭ? И начинать действовать: обучать, помогать, а главное, прекратить рассказывать страшные истории!