О том, как задание для ГИА формируется


Вопрос по поводу формирования задания для ГИА-9.

Из текста вопроса:
«С этого учебного года в ГИА-9 по русскому языку в части С2 учащийся должен написать сочинение исключительно на лингвистическую тему. Однако, ни один учебник 5-9 класса (по крайней мере старого стандарта, по которым и учатся сегодняшние девятиклассники) не даёт ни теоретического, ни практического материала, направленного на подготовку этого задания. Получается, что на экзамене ученик должен продемонстрировать знания, не предусмотренные программой по предмету. Не является ли это нарушением прав ученика? Является ли данное задание корректным?»

По данному обращению пресс-служба сообщает.
КИМы для ГИА-9 разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Рособрнадзором.

Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (далее – ГОС) по русскому языку выпускник 9 класса должен уметь:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную тему, явную и скрытую информацию);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

ГОС включает в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ, которые обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Задание С2 в 2014 году представляет собой сочинение по предложенной цитате и не является сочинением на лингвистическую тему. От учащегося, выполняющего это задание, не требуется предъявления лингвистических знаний, выходящих за пределы программы. Задание С2, требующее толкование простой цитаты с опорой на прочитанный текст, позволяет проверить, насколько осознанно ученик изучал русский язык. Этот вид работы знаком и учителям, и ученикам по разделу «Развитие речи», представленному во всех учебниках.

Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе постоянно используются в практике преподавания русского языка. Они представлены во всех учебниках русского языка, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2012