Грамотность позволяет людям выходить за рамки в выражении себя, "играть" с речью, придумывая новые слова и смыслы, а также лучше понимать друг друга, считают опрошенные РИА Новости в преддверии Международного дня грамотности эксперты. |
Международный день грамотности отмечается 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Главная цель данного дня — активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
Грамотность позволяет людям выходить за рамки в выражении себя, "играть" с речью, придумывая новые слова и смыслы, а также лучше понимать друг друга, считают опрошенные РИА Новости в преддверии Международного дня грамотности эксперты.
Международный день грамотности отмечается 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Главная цель данного дня — активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
Фактор интернета
Говоря о влиянии интернета на грамотность людей, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела культуры русской речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН Ольга Иванова отметила, что больше всего пагубному влиянию Всемирной сети подвержена молодежь, у которой еще не устоялись принципы и навыки письма, людям же более устойчивым в этом плане интернет не помеха.
При этом она добавила, что именно интернет — один из факторов снижения общей культуры в разных аспектах культурного облика человека, "в связи с чем можно сказать, что наша молодежь — школьники и студенты — во многом упущены".
Учитель русского языка, бывший член ОП Сергей Волков в свою очередь заметил, что влияние интернета нельзя рассматривать только с негативной точки зрения, так как и до его появления общество жаловалось на недостаточность грамотности населения.
"Интернет, с одной стороны, дает возможность увидеть неправильное написание, а также простор для гораздо более интенсивного и разнообразного письменного общения, и человек чаще практикуется", — рассказал Волков.
Что сегодня модно?
Некоторое время назад в интернете почти каждый употреблял видоизмененные слова, например "аффтор жжет", что тогда, безусловно, было модным среди пользователей. Сейчас же, по мнению экспертов, это давно стало никому не интересным.
"Нарочито неграмотный сленг, который используется в интернете, раньше был очень популярен. Сейчас, наоборот, это становится предметом насмешек. Человек может написать "аффтор жжет" или "пиши ишшо", чтоб подчеркнуть несуразность ситуации, но это не воспринимается уже как норма. Норма — это писать орфографически грамотно. Это показатель статуса", — считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Анастасия Соломонова.
Она подчеркнула, что сейчас, напротив, набирает популярность грамотное общение. "Я обратила внимание, что сейчас грамотность поколением 20-30-летних воспринимается как сама собой разумеющаяся вещь. Если ты пишешь неграмотно, это как-то неприлично в обществе и всегда найдется тот, кто тебя поправит", — рассказала она.
Такого же мнения придерживается и Иванова, по словам которой, подобные переделки слов какое-то время действительно были интересны как обществу, так и лингвистам как явление, но со временем отошли на периферию.
"От безграмотности тоже ведь наступает усталость, и сейчас, на мой взгляд, одной из примет популярности грамотности можно считать тотальные диктанты, которые сейчас проводятся. То, что люди добровольно хотят провериться и идут, и пишут — это уже о многом говорит", — пояснила она.
Волков в свою очередь рассказал, что считает такие преднамеренные изменения слов особой игрой, в которую может вступить только грамотный человек, который знает, как правильно пишутся слова.
"Когда люди начинают в это играть и нарушать нормы, чтобы создать новые слова, это имеет какой-то освежающий эффект, мы же знаем языковые игры на уровне словообразования, фонетики, и вот все они у людей стимулируют творческий подход. И в этом я не вижу никакой трагедии, я и сам, когда общаюсь в интернете, в зависимости от моего адресата могу включать вот эту самую орфографическую игру. Это добавляет определенную специю в общение", — рассказал он.
Сочинение против ЕГЭ
Инициатива с возвращением в число выпускных экзаменов российских школьников сочинения была воспринята всеми экспертами положительно, однако к системе оценивания знаний в формате ЕГЭ педагоги так привыкнуть и не смогли.
"Сочинение вводили, на мой взгляд, потому что ЕГЭ по русскому языку сформировал в детях модель написания текстов по одному и тому же образцу. И вот эта жесткая последовательность выучивается детьми, и все, что они теперь пишут, они пишут в формате ЕГЭ, так невольно получается. Это большое зло принесло ЕГЭ по русскому, и сочинение было призвано вернуть в школу ситуацию, когда пишут о разном и по-разному", — рассказал Волков.
По его мнению, ЕГЭ — это рамка, в которой научили работать детей, а в жизни человек работает уже совсем в других рамках, от незнания которых порой теряется и делает ошибки.
Соломонова также связывает нынешнюю неграмотность выпускников с тем, что приоритет в школе долгое время отдавался тестовой системе контроля знаний, тому же ЕГЭ, а писать сочинения школьников не учили.
"В тех сочинениях, которые писали в прошлом году, часто одна и та же, явно заученная и не собственная мысль, изложенная немного разными словами. Никакой оригинальности, которая была раньше, там практически не встречается. Еще, вместо того, чтобы думать, о чем они пишут, все судорожно считают слова: не дай бог их будет меньше установленного количества", — пояснила она.
Иванова же рассказала, что сама в школе училась по определенным шаблонам, но при этом все ученики были начитаны и могли интересно выражать свои мысли. "Школа выпустила это из рук из-за ЕГЭ, который абсолютно все застил. Даже в устной речи многие молодые люди в обычном общении не могут связать двух слов, а вы еще хотите, чтобы они что-то написали. А написать в таком случае они могут только какие-то заученные шаблоны", — рассказала она.
Она заметила, что сегодня одна из главных проблем — это еще и молодые педагоги, которые приходят в школу, зачастую сами не зная, как писать те самые сочинения и грамотно выражать мысль. "Сейчас в школы пришли те, кто учился в 90-е, это уже другое поколение преподавателей. Они тоже по шаблону тебя проведут, проверят, что-то объяснят, но у них самих зачастую вот этой культуры нет", — заключила она.
С чего начинается грамотность
Иванова сказала однозначно, что для нее грамотность — это писать и говорить так, чтобы люди тебя понимали.
"Если ты хочешь быть понятым, ты должен писать, встав на место того, кто это будет читать. Для этого и выработаны основные нормы и правила передачи слов и текстов: орфография и пунктуация. И тогда, даже если человек на письме отступит немного от этих норм, его поймут — на фоне общего стандарта, — и этого вполне хватит, чтобы речь красками заиграла", — заключила она.
Волков также отметил, что грамотный человек — это человек, который осознает богатство и наполненность своего языка и понимает в зависимости от коммуникативной задачи, какие он может выбирать средства для ее решения.
"Такой человек гибок в отношениях с языком, он осознает его силы, он ими умеет по-разному пользоваться. И не надо полагать, что изучение языка — это только зазубривание нормы. Если так, то вы просто не пользуетесь всем, что он может вам предложить", — заключил он.
РИА Новости