Темы для выпускных сочинений: еще раз про любовь

Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять направлений для тем выпускных сочинений в новом учебном году - "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".

- Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами. Чем более широко это направление, тем легче составить огромный спектр тем на каждое направление, - пояснила председатель Совета Наталья Солженицына.

В этом году правила оценивания остались прежними. Работы выпускников оцениваются по системе "зачет-незачет" и являются допуском к ЕГЭ. На работу дается 3 часа 55 минут. В тексте должно быть не меньше 250 слов. Темы будут известны только в день сочинения. Их разработают в ФИПИ.


По мнению учителя русского языка и литературы московской школы 1251, члена Общественной палаты Романа Дощинского, темы в этом году будут для школьников не сложнее, чем в прошлом. Напомним, тогда в числе прочих предлагалась тема войны: "О войне всегда писать труднее. А в этом году предложены довольно абстрактные, философские направления. По направлению "Год литературы в России", например, может быть тема "Моя любимая книга". Что в ней сложного для выпускника?"

Дощинский напоминает, что сочинение задумывалось как способ заинтересовать школьников чтением, заставить обратиться к анализу текста. "Новые направления все же далеки от литературы. - считает педагог. - Допустим, по направлению "Любовь" может быть дана тема "От любви до ненависти один шаг" или что-то в этом роде. Ученик имеет право самостоятельно выбрать произведение, на которое будет опираться. Не исключаю, что кто-то захочет разбирать тему на примере "Пятидесяти оттенков серого" Эрики Джеймс".

По данным педагогов, которые проверяли сочинения учеников в прошлом году, почти 50 процентов школьников не обращаются к русской классике. Широкие, размытые формулировки дают такую возможность. "Я бы предложил школьникам не темы, а авторов, на творчество которых надо опираться - Достоевский, Пушкин, Лермонтов... Такой подход заставил бы школьников читать".

- Направления слишком общие. Детям не ясно, как готовиться к сочинению. - Соглашается председатель приемной комиссии Московского государственного педагогического университета Татьяна Апостолова. - И главное, до сих пор нет ответа на вопрос: чего мы хотим? Чтобы дети написали сочинения на заданную тему, поделились своими свободными мыслями, получили допуск к ЕГЭ? Свободные мысли пишутся не по правилам, но для того, чтобы свободно писать, надо много читать. Это мы должны объяснять детям.

В педуниверситете летом проверяли сочинения абитуриентов и в отличие от многих других вузов имеют представление о том, что читают и как пишут выпускники школ. Многие воспринимают сочинение как допуск к ЕГЭ и пишут его по той же схеме.

- И неплохо с этим справляются. У меня нет отрицательных эмоций от сочинений абитуриентов. Но нынешняя молодежь по-своему понимает значение войны, в том числе для нашей страны. Выпускники раскрывали эту тему на творчестве Полевого, Шолохова, Васильева. Знают Куприна, Тургенева, Бунина. Но в целом видно, что объем прочитанной литературы - небольшой. - Замечает преподаватель.

Она за то, чтобы дети использовали не только русскую классику, но и зарубежные книги, пусть и "Гарри Поттера" Джоан Роулинг. "Но я не представляю себе, как можно раскрыть тему любви в 250 словах?"

Ирина Ивойлова, m.rg.rua

Новости ЕГЭ