Постановлением Правительства 16 февраля 2001 года был запущен эксперимент по введению единого государственного экзамена. В его старте участвовало всего пять субъектов РФ: Республика Саха (Якутия), Республика Марий Эл, Самарская и Ростовская области, а также Республика Чувашия.За 15 лет, по мнению экспертов, была проделана большая работа по совершенствованию новой формы госэкзамена, однако немало еще предстоит сделать. |
По мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, основной задачей ЕГЭ, которая стояла 15 лет назад, являлось повышение доступности качественного образования для детей из сельской местности и удаленных районов.
"Среди студентов первого курса ведущих вузов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, очень много ребят из провинции, из далеких мест, которые поступили в эти вузы благодаря единому государственному экзамену", — пояснил Болотов.
Новый формат экзамена, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, изначально имел ряд недостатков. "Исходя из этих недостатков и возникла определенная оппозиция к единому экзамену", — пояснил ректор.
"За восемь лет эксперимента и последующие семь лет штатного проведения экзамена была создана уникальная технология массовой процедуры оценки учебных достижений, постепенно охватывающая все регионы Российской Федерации, учитывающая многообразие территориальных особенностей нашей страны", — рассказала директор Федерального Института Педагогических Измерений Оксана Решетникова.
Работа над ошибками
По мнению Семенова, одним из недостатков нового экзамена в его первоначальной форме было сведение всего разнообразия школьных предметов к одному формату тестирования. "Во-вторых, мы не учитывали то, в какой степени это самое тестирование в ЕГЭ будет влиять на содержание преподавания. То есть, мы считали, что можно создать измеритель результатов обучения в школе, не влияя на то, чему и как учат. Наверное, это была главная проблема, которая была допущена в ходе введения ЕГЭ", — считает ректор.
Однако сегодня, по его мнению, эти ошибки в определенной степени исправляются. "Тот негатив, который был в первом периоде, во многом нам удалось компенсировать", — пояснил Семенов.
Также заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург отметил, что, работая над качеством проведения экзамена, удалось сломать систему, при которой работа губернаторов оценивалось в том числе по результатам ЕГЭ, что провоцировало регионы на определенные шаги по искусственному завышению баллов.
"Конечно, мы очень продвинулись вперед. Проблемы появляются новые. Но тут не может быть революций. Его (ЕГЭ) нужно очеловечивать. Кое-что сделано. И сделано незаметно для непрофессионалов", — считает Ямбург.
Движение вперед
"Не значит, что все это идеально, но это движение. И я, как профессионал, это движение вижу", — сказал РИА Новости Ямбург. По мнению Болотова, совершенствование содержания экзаменационных материалов является самой непростой задачей. "Кое-что, на мой взгляд, в нужном направлении было сделано, в частности разделена математика на базовый и профильный уровень. Задача еще не решена до конца. Перевод содержания КИМов (контрольно-измерительных материалов) на новые рельсы. Эту задачу надо будет решать в связи с введением новых образовательных стандартов. Работа в этом направлении ведется, но она еще далека до завершения", — считает Болотов. Кроме того, как отметил Болотов, Рособрнадзор планирует проводить дальнейшие шаги по повышению честности ЕГЭ.
РИА Новости, Москва, ria.ru