Рособрнадзор: контроль за качеством образования усилится

Российское образование в ближайшее время не ждет больших перемен, но некоторые изменения, особенно в вопросах контроля за его качеством, все же произойдут. Рособрнадзор продолжит внедрять Всероссийские проверочные работы (ВПР) и совершенствовать процедуру ЕГЭ, проведет мониторинги качества образования, в том числе в дошкольных учреждениях, отдельное внимание уделит повышению квалификации педагогов, а также продолжит проверки в сфере высшего образования, которых не избегут и опорные вузы. Об этом глава ведомства Сергей Кравцов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анне Тереховой.


— Как проходит досрочный период ЕГЭ в этом году? Есть ли какие-то отличия от прошлого года? Будут ли новшества во время основной волны экзаменов?

— Содержательных изменений в ЕГЭ в 2016 году не вносилось, за исключением отказа от заданий с выбором ответа еще по четырем учебным предметам: история, обществознание, география, информатика и ИКТ.

В этом году мы продолжаем работу по совершенствованию мер, обеспечивающих объективное проведение экзаменов. Усилено общественное наблюдение за процедурами ЕГЭ. Общественные наблюдатели впервые будут принимать участие в контроле за выпускными экзаменами в девятых классах. Дополнительно усилены меры информационной безопасности, призванные предотвратить утечку экзаменационных материалов.

Как и в предыдущем году, на всех экзаменах досрочного и основного периодов будет вестись видеонаблюдение, при этом мы продолжаем увеличивать охват аудиторий, где видеонаблюдение ведется в режиме онлайн. В ходе досрочного этапа мы обеспечили стопроцентное онлайн-наблюдение, на основном этапе в 2016 году доля онлайн-наблюдения вырастет до 83% по сравнению с 71% годом ранее.

Мы продолжаем распространять технологию печати контрольных измерительных материалов в экзаменационном пункте и впервые вводим с 2016 года сканирование бланков ответов участников в ППЭ (пункт проведения экзаменов — ред.). Внедрение этих технологий позволит минимизировать человеческий фактор при проведении ЕГЭ, исключить несанкционированный доступ к экзаменационным материалам, а также обеспечить оперативную обработку бланков с ответами участников, в том числе из труднодоступных и отдаленных местностей.

В ходе досрочного периода все задействованные на экзаменах пункты будут работать по технологии печати КИМ (контрольных измерительных материалов — ред.) и сканирования бланков ответов. А в течение трех лет мы рассчитываем внедрить эти технологии и во всех пунктах основной волны.

Все эти меры дают результат. Уже два года ЕГЭ проходит максимально объективно, и первые экзамены досрочного периода в этом году также прошли без нарушений и утечек экзаменационных материалов.

— Может ли список обязательных для сдачи ЕГЭ быть дополнен еще какими-то предметами, например интегрированным экзаменом по естественнонаучным предметам? Какие еще варианты обсуждаются? Будут ли в этом случае экзамены делиться на базовый и профильный уровни?

— В настоящее время обязательными предметами для сдачи ЕГЭ являются русский язык и математика. С 2022 года для одиннадцатиклассников станет обязательным экзамен по иностранным языкам.

В ближайшее время изменений в перечне обязательных предметов ЕГЭ не будет. Принятие таких решений возможно только после обсуждения экспертно-профессиональным сообществом.

На различных площадках обсуждалось введение в качестве обязательных предметов физики или истории, но мы должны понимать, что успешная сдача обязательных предметов необходима для получения документа об образовании соответствующего уровня — аттестата.

Кроме того, новым федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение учебных предметов как на базовом, так и на углубленном уровне. Будет ли введен новый обязательный предмет и будет он разделен на базовый и профильный уровни — покажет время.

— Как планируется дальше развивать систему Всероссийских проверочных работ для школьников?— В мае мы еще раз проведем Всероссийские проверочные работы для учащихся четвертых классов. Участие школ здесь будет добровольным, как и в апробации, которая прошла в декабре.Пока мы только начали сбор заявок, но ожидаем, что в ВПР в мае примут участие не менее 20 тысяч школ и не менее 700 тысяч школьников.В 2017 году планируется проведение ВПР в четвертых классах по русскому языку, математике, окружающему миру уже в обязательном для всех школ порядке. В дальнейшем планируется запустить систему регулярных контрольных работ по всем предметам в конце каждого года обучения.— Как будут использоваться результаты проверочных работ? Стоит ли родителям волноваться за результаты своих детей на ВПР, организовывать специальную подготовку к проверочным работам?— Главное, что необходимо отметить: по результатам ВПР не будут приниматься никакие решения, связанные с судьбой ребенка, его дальнейшим обучением. И в этом смысле ВПР коренным образом отличаются от ЕГЭ, результаты которого используются при поступлении в вузы. ВПР — это обычные контрольные работы, предназначенные для диагностики уровня подготовки обучающихся, выявления проблемных зон, самооценки школ.

Используя результаты ВПР, возможно сформировать картину качества образования не только по итогам окончания основных этапов обучения, но и на промежуточных этапах. Единые для всей страны варианты проверочных работ и единые подходы к оцениванию заданий позволяют школам, муниципалитетам и регионам сопоставить свои результаты с результатами по России. Помимо этого, ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.

— Какова цель проводимых Рособрнадзором исследований компетенций учителей? Как будут использоваться результаты оценки? Будет ли участвовать в оценке профессиональное сообщество?

— Исследования компетенций учителей проводятся с целью повышения качества подготовки педагогов, чтобы организовать профессиональную помощь учителям, предоставить им возможность повысить свою квалификацию, в том числе путем общения и обсуждения проблем с более опытными и квалифицированными педагогами.

Подходы к оценке компетенций учителей должны быть едиными по всей стране, и они должны быть согласованы с профессиональным сообществом в лице ассоциаций учителей по соответствующим предметам.

Представители профессионального сообщества обязательно будут включены в проведение исследований и в формирование подходов к оценке.

— Как может быть изменена система аттестации учителей в связи с поручением президента РФ Владимира Путина по результатам заседания Госсовета о создании национальной системы учительского роста?

— Система аттестации учителей должна быть основана на единых для Российской Федерации подходах. С другой стороны, эта система должна опираться на региональный опыт, традиции преподавания, а также учитывать актуальные аспекты развития региональных систем образования. И главное — эта аттестация должна быть объективной, а не формальной, как это нередко бывает сейчас.

Она должна быть построена на основе широкого привлечения к процедурам аттестации профессионалов высшей категории, и, конечно, она должна быть тесно переплетена с системой повышения квалификации, помощи учителям в решении профессиональных проблем, чтобы стимулировать профессиональный рост учителей в направлениях, актуальных для развития системы образования в современном мире.

— Какие еще исследования планирует Рособрнадзор?

— В этом году мы проведем два национальных исследования качества образования: в апреле — по истории и обществознанию, в ноябре — по иностранным языкам.

В дальнейшем мы планируем проведение мониторинговых исследований в дошкольном образовании. На следующем этапе деятельности по формированию единого образовательного пространства в Российской Федерации планируется исследовать внеучебные достижения и дополнительное образование, а также провести исследования в сфере профессионального образования.

— Будут ли проводиться проверки создаваемых опорных вузов? Что будет в случае, если качество образования в таком вузе будет признано не соответствующим федеральному стандарту?

— Законодательством не установлены какие-либо особенности проверок в отношении опорных вузов. Контрольно-надзорные мероприятия в вузах проводятся в соответствии с планом проверок Рособрнадзора или при наличии оснований для внеплановых проверок.

Если проверка выявит несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, Рособрнадзор приостанавливает действие аккредитации вуза полностью или в отношении отдельных укрупненных групп специальностей.

Причем, если такое решение принято в отношении головного вуза, оно автоматически распространяется на филиалы.

— Сколько вузов с начала 2015 года, у которых была приостановлена аккредитация, смогли ее возобновить? Что для этого требовалось? Назовите несколько таких вузов.

— С начала 2015 года возобновлено действие государственной аккредитации 36 вузам и филиалам. Аккредитация возобновляется, если вуз или филиал устранил выявленные в ходе проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам. Среди вузов, которым была возобновлена аккредитация в этом году, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Ростовский государственный строительный университет, Ивановский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) и другие.

РИА Новости, Москва