— Как проходит досрочный период ЕГЭ в этом году? Есть ли какие-то отличия от прошлого года? Будут ли новшества во время основной волны экзаменов?
— Содержательных изменений в ЕГЭ в 2016 году не вносилось, за исключением отказа от заданий с выбором ответа еще по четырем учебным предметам: история, обществознание, география, информатика и ИКТ.
В этом году мы продолжаем работу по совершенствованию мер, обеспечивающих объективное проведение экзаменов. Усилено общественное наблюдение за процедурами ЕГЭ. Общественные наблюдатели впервые будут принимать участие в контроле за выпускными экзаменами в девятых классах. Дополнительно усилены меры информационной безопасности, призванные предотвратить утечку экзаменационных материалов.
Как и в предыдущем году, на всех экзаменах досрочного и основного периодов будет вестись видеонаблюдение, при этом мы продолжаем увеличивать охват аудиторий, где видеонаблюдение ведется в режиме онлайн. В ходе досрочного этапа мы обеспечили стопроцентное онлайн-наблюдение, на основном этапе в 2016 году доля онлайн-наблюдения вырастет до 83% по сравнению с 71% годом ранее.
Мы продолжаем распространять технологию печати контрольных измерительных материалов в экзаменационном пункте и впервые вводим с 2016 года сканирование бланков ответов участников в ППЭ (пункт проведения экзаменов — ред.). Внедрение этих технологий позволит минимизировать человеческий фактор при проведении ЕГЭ, исключить несанкционированный доступ к экзаменационным материалам, а также обеспечить оперативную обработку бланков с ответами участников, в том числе из труднодоступных и отдаленных местностей.
В ходе досрочного периода все задействованные на экзаменах пункты будут работать по технологии печати КИМ (контрольных измерительных материалов — ред.) и сканирования бланков ответов. А в течение трех лет мы рассчитываем внедрить эти технологии и во всех пунктах основной волны.
Все эти меры дают результат. Уже два года ЕГЭ проходит максимально объективно, и первые экзамены досрочного периода в этом году также прошли без нарушений и утечек экзаменационных материалов.
— Может ли список обязательных для сдачи ЕГЭ быть дополнен еще какими-то предметами, например интегрированным экзаменом по естественнонаучным предметам? Какие еще варианты обсуждаются? Будут ли в этом случае экзамены делиться на базовый и профильный уровни?
— В настоящее время обязательными предметами для сдачи ЕГЭ являются русский язык и математика. С 2022 года для одиннадцатиклассников станет обязательным экзамен по иностранным языкам.
В ближайшее время изменений в перечне обязательных предметов ЕГЭ не будет. Принятие таких решений возможно только после обсуждения экспертно-профессиональным сообществом.
На различных площадках обсуждалось введение в качестве обязательных предметов физики или истории, но мы должны понимать, что успешная сдача обязательных предметов необходима для получения документа об образовании соответствующего уровня — аттестата.
Кроме того, новым федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение учебных предметов как на базовом, так и на углубленном уровне. Будет ли введен новый обязательный предмет и будет он разделен на базовый и профильный уровни — покажет время.
Используя результаты ВПР, возможно сформировать картину качества образования не только по итогам окончания основных этапов обучения, но и на промежуточных этапах. Единые для всей страны варианты проверочных работ и единые подходы к оцениванию заданий позволяют школам, муниципалитетам и регионам сопоставить свои результаты с результатами по России. Помимо этого, ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
— Какова цель проводимых Рособрнадзором исследований компетенций учителей? Как будут использоваться результаты оценки? Будет ли участвовать в оценке профессиональное сообщество?
— Исследования компетенций учителей проводятся с целью повышения качества подготовки педагогов, чтобы организовать профессиональную помощь учителям, предоставить им возможность повысить свою квалификацию, в том числе путем общения и обсуждения проблем с более опытными и квалифицированными педагогами.
Подходы к оценке компетенций учителей должны быть едиными по всей стране, и они должны быть согласованы с профессиональным сообществом в лице ассоциаций учителей по соответствующим предметам.
Представители профессионального сообщества обязательно будут включены в проведение исследований и в формирование подходов к оценке.
— Как может быть изменена система аттестации учителей в связи с поручением президента РФ Владимира Путина по результатам заседания Госсовета о создании национальной системы учительского роста?
— Система аттестации учителей должна быть основана на единых для Российской Федерации подходах. С другой стороны, эта система должна опираться на региональный опыт, традиции преподавания, а также учитывать актуальные аспекты развития региональных систем образования. И главное — эта аттестация должна быть объективной, а не формальной, как это нередко бывает сейчас.
Она должна быть построена на основе широкого привлечения к процедурам аттестации профессионалов высшей категории, и, конечно, она должна быть тесно переплетена с системой повышения квалификации, помощи учителям в решении профессиональных проблем, чтобы стимулировать профессиональный рост учителей в направлениях, актуальных для развития системы образования в современном мире.
— Какие еще исследования планирует Рособрнадзор?
— В этом году мы проведем два национальных исследования качества образования: в апреле — по истории и обществознанию, в ноябре — по иностранным языкам.
В дальнейшем мы планируем проведение мониторинговых исследований в дошкольном образовании. На следующем этапе деятельности по формированию единого образовательного пространства в Российской Федерации планируется исследовать внеучебные достижения и дополнительное образование, а также провести исследования в сфере профессионального образования.
— Будут ли проводиться проверки создаваемых опорных вузов? Что будет в случае, если качество образования в таком вузе будет признано не соответствующим федеральному стандарту?
— Законодательством не установлены какие-либо особенности проверок в отношении опорных вузов. Контрольно-надзорные мероприятия в вузах проводятся в соответствии с планом проверок Рособрнадзора или при наличии оснований для внеплановых проверок.
Если проверка выявит несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, Рособрнадзор приостанавливает действие аккредитации вуза полностью или в отношении отдельных укрупненных групп специальностей.
Причем, если такое решение принято в отношении головного вуза, оно автоматически распространяется на филиалы.
— Сколько вузов с начала 2015 года, у которых была приостановлена аккредитация, смогли ее возобновить? Что для этого требовалось? Назовите несколько таких вузов.
— С начала 2015 года возобновлено действие государственной аккредитации 36 вузам и филиалам. Аккредитация возобновляется, если вуз или филиал устранил выявленные в ходе проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам. Среди вузов, которым была возобновлена аккредитация в этом году, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Ростовский государственный строительный университет, Ивановский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) и другие.
РИА Новости, Москва