Споры вокруг единого госэкзамена (ЕГЭ) не утихают много лет. Ведь это экзамен «высоких ставок», затрагивающий интересы миллионов школьников и их родителей. Именно ЕГЭ предоставляет всем школьникам уникальную возможность поступить и учиться в лучших вузах страны независимо от того, где они родились и живут. Все последние годы развитие ЕГЭ шло по пути достижения главной цели – создания единых для всей страны правил игры, понятных выпускникам и позволяющих им честно определять свою судьбу, используя свои знания, а не связи родителей и другие неформальные факторы. |
Важнейшим достижением последних лет проведения ЕГЭ является высокий уровень объективности экзамена. Все выпускники сдают его в равных условиях по заранее объявленным правилам, которые четко регламентируют действия всех участников процедуры. Экзамен стал в буквальном смысле прозрачным – за счет онлайн-трансляции всех этапов проведения ЕГЭ в каждой экзаменационной аудитории. Любой заинтересованный гражданин может стать общественным наблюдателем и лично следить за соблюдением объективности проведения экзамена в любом экзаменационном пункте.
Важнейшая задача, которую мы ставили перед собой, – обеспечение честных, прозрачных и равных для всех участников условий проведения ЕГЭ – была решена. Экзамен стал объективным. Повышение доверия граждан к результатам экзамена зафиксировано социологическими службами. Последние данные ВЦИОМа показывают: более 80% учителей говорят, что результаты экзаменов соответствуют уровню знаний школьников. А более 70% преподавателей вузов подтверждают, что знания студентов 1-го курса соответствуют тому уровню, который они продемонстрировали на экзамене.
Что же дальше? В силу своей масштабности и значимости ЕГЭ оказывает колоссальное влияние на систему образования. И поэтому развитие и модернизация ЕГЭ немыслимы без поиска ответов на вопрос, каким мы хотим видеть выпускника российской школы.
В этом поиске ЕГЭ прошел долгий путь от слепого копирования международных практик к осознанию целей российской системы общего образования и нахождению своего лица. За годы усиленной тренировки в проставлении крестиков в клеточки на всевозможных тестированиях дети стали меньше читать, рассуждать, решать задачи. Сегодняшний ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего, умеющего рассуждать и аргументировать свое мнение выпускника, владеющего основами наук, знакомого с достижениями отечественной истории и культуры, ощущающего себя россиянином и гордящегося своей страной.
Масштабность и значимость ЕГЭ определяют способ его модернизации – это плавные постепенные изменения, которые вводятся только после общественного и профессионального обсуждения. Последние изменения касаются не только ЕГЭ, но и в целом системы итоговой аттестации выпускников школ.
С 2015 г. все выпускники школ пишут итоговое сочинение. В ЕГЭ по истории включены историческое сочинение и задания, проверяющие умение анализировать исторические документы, аргументировать и опровергать оценки событий. В ЕГЭ по обществознанию введены задания, проверяющие важные для каждого гражданина знания своих прав и обязанностей, устройства нашего государства. В ЕГЭ по литературе участникам предлагается классическое сочинение. В 2015 г. была возвращена устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. Теперь школьники должны показать свою способность не только читать и писать, но и говорить на иностранном языке. Ежегодно совершенствуются модели заданий экзаменационных материалов и система оценивания. И это осознанный и продуманный путь, направленный на повышение качества образования, а не хаотичное и непоследовательное метание в ответ на некоторые общественные вызовы, как это зачастую представляется отдельными исследователями.
Единый госэкзамен, по сути, вбирает в себя запросы разных групп общества, ориентируется на различные образовательные цели и траектории школьников. Это особенно ярко проявилось в разделении ЕГЭ по математике на два уровня. Не секрет, что сложившаяся практика преподавания математики в школах оставляла за бортом детей-гуманитариев, для которых традиционная программа 10–11-х классов по математике сложна, а иногда и непосильна.
Любой экзамен – лакмусовая бумажка, проявляющая проблемы в системе образования. Результаты ЕГЭ и Национальных исследований качества образования по математике убедительно показывают, например, что назрела необходимость менять программы и учебники. Но часть общества упорно не замечает этого, предлагая отменить экзамен и вернуть еще не забытую практику раздачи листочков с готовыми решениями задач на школьных выпускных экзаменах по неосвоенной программе 10–11-го класса. Поможет ли это образованию? Едва ли.
По поводу некоторой демонизации ЕГЭ по русскому языку и его результатов, выглядящих плачевно, по мнению отдельных экспертов, хотелось бы сказать следующее: начиная с 2014 г., после принятия Рособрнадзором беспрецедентных мер контроля за процедурой экзамена, результаты ЕГЭ отражают реальное положение дел. Если сравнивать результаты до 2014 г. и после, то да, разница есть. Но дело не в том, что внезапно упало качество образования по русскому языку, а как раз в принятых и необходимых мерах, которые вывели процедуру экзамена на иной, объективный уровень. Проблемные вопросы практической грамотности, владения орфографическими и пунктуационными нормами объективный ЕГЭ помог зафиксировать, а не спровоцировал, как считают некоторые. Задача сегодняшнего дня – грамотное использование результатов ЕГЭ для корректировки программ и учебников, переподготовки учителей. Пришла пора взять новый курс, перейти от пустого сравнения школ по показателю «средний тестовый балл» и привычной констатации факта «неуспешности» некоторых из них к реальной программе оказания методической поддержки школе и учителю. Это та абсолютно необходимая работа, которая поможет современной российской школе вернуть достоинство и в полной мере использовать богатейшие традиции отечественного образования.