Участники II Международной конференции по развитию системы оценки качества образования, которая прошла в Москве по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обменялись опытом использования результатов оценочных процедур для повышения качества школьного образования. |
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об опыте, который накоплен в области оценки качества образования в России. Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур, отметил он.
По словам главы ведомства, в России удалось обеспечить объективность результатов ЕГЭ, что дало возможность использовать их для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования. В итоговой аттестации выпускников 9-х классов такой уровень объективности ещё не достигнут. Решать эту проблему предстоит путем выборочного мониторинга итогов сдачи ГИА-9 в различных муниципальных образованиях одного региона, сравнении их с другими муниципалитетами принятия соответствующих административных мер.
Дополняет картину результатов ЕГЭ и ГИА-9 участие России в международных исследованиях, национальные исследования качества образования, результаты Всероссийских проверочных работ и исследования компетенций учителей.
В настоящее время в России ведётся разработка новой модели оценки деятельности школ, которая будет учитывать целый комплекс критериев, таких как массовость достижения базовых образовательных результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников и другие показатели.
"Таким образом, речь идет о создании единой системы оценки качества образования в России, включающей в себя результаты международных исследований, национальных исследований качества образования, национальных экзаменов. Данная система позволит проводить школам самодиагностику, оперативно решать выявленные проблемы, которые возникают у учащихся на каждой ступени школы, а также осуществлять диагностику знаний школьников на всех этапах обучения в разрезе предметов, школ и регионов. Мы будем иметь полное представление о качестве образования в стране. Родители будут иметь достоверную информацию о качестве знаний своих детей", - резюмировал Сергей Кравцов.
О результатах работы с московскими школами рассказал руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. По его словам, в Москве удалось ликвидировать значительный разрыв в уровне школ путём целенаправленной работы со слабыми школами и подтягивания их к более высокому уровню. Результаты этой работы отразили данные исследования PISA, подтвердившего высокий уровень образования в школах Москвы.
Директор департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер рассказал о выводах и перспективах развития крупнейшего международного исследования грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания Programme for International Student Assessment (PISA), проводимого под эгидой ОЭСР.
"Уже практически 100 стран заинтересованы принять участие в проекте PISA. Мы начали работу в Африке, в провинциях Китая и скоро мы получим более глобальную картину тенденций в области образования", - рассказал Андреас Шляйхер.
Он подчеркнул, что целью проекта PISA является не составление рейтингов, а помощь в выработке более эффективных методик преподавания. Андреас Шляйхер рассказал, что результаты последних глобальных исследований показали сокращение зависимости уровня образования от уровня развития экономик стран. "Деньги все меньше определяют качество образования. Это мы увидели и на примере школ Москвы", - отметил он.
По его словам, в планах ОЭСР провести в рамках PISA более детальное исследование того, как тратятся средства на образование в разных странах и какие модели финансирования позволяют достичь лучших образовательных результатов.
Президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли рассказала об исследованиях, проводимых ассоциацией. "Мы видим, что вопросам оценки качества образования сейчас уделяется большое внимание во всем мире. Цель наших исследований - предоставление руководству стран и образовательным учреждениям информации, с помощью которой они смогут улучшить результат своей работы. Наши исследования помогают выявить проблемные места и оценить эффективность реформ в образовании", - заявила она.
По словам Анне-Берит Кавли, в центре всех программ развития образования должен быть ученик и индивидуальная работа с ним, а системы оценки образовательных достижений должны учитывать не только результат, но и исходный уровень, а также страновую специфику.
Президент IEA подробно остановилась на планах ассоциации по внедрению компьютерных форм тестирования в проводимые исследования.
Исполнительный директор IEA Дирк Хастед познакомил участников конференции с результатами международного исследования качества математического и естественнонаучного образованияTIMSS. Участники из Китая, Франции, Германии, Финляндии, Южной Кореи, Канады рассказали о национальных системах оценки качества образования и о том, как их результаты влияют на корректировку образовательной политики.
В работе II Международной конференции "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" приняли участие более 400 экспертов в области образования и педагогов из 14 стран.