— Ефим Иосифович, какие общественные организации занимаются вопросами гуманитарного образования? Каковы основные проблемы?
— Организаций довольно много. С 2004 года существует Академическая ассоциация гуманитарного знания, есть Российское общество историков-архивистов, занимающееся и вопросами историко-архивного образования, начала свою деятельность Ассоциация учителей истории и обществознания, недавно по инициативе директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова был создан Общественный совет по вопросам гуманитарного образования. В РГГУ ежегодно проводится международный форум «Гуманитарные чтения» — это тоже возможность влиять на содержание образования.
Есть несколько ключевых проблем. Это стандарт старшей школы, который должен быть принят в ближайшее время, доработка контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, совершенствование учебников. Отдельная тема — школьный курс обществознания, который ведут учителя истории без соответствующей этой дисциплине квалификации.
— Каким должно быть гуманитарное образование в старшей школе? Будет ли введен курс «Россия в мире»?
— На съезде учителей истории и обществознания в прошлом году говорилось о переходе в старшей школе от концентрического построения содержания образования к линейному. Сейчас весь курс истории изучают до 9 класса, а в 10-11 классах повторяют его же, но на более высоком уровне. Зачем? Мы ведь вновь перешли на всеобщее среднее образование — пусть курс будет единым.
Что касается «России в мире», то большинство историков склоняется к тому, что это должен быть исторический курс, а не синтетический, основанный на разных отраслях знания: немного истории, немного географии... Синтетические курсы в школе возможны, но все равно они должны иметь фундаментальную основу, и в данном случае таковой может стать история.
— В каких изменениях нуждаются учебники истории? Сколько их должно быть?
— Идея оставить один учебник, чтобы избежать разных толкований истории, — иллюзия: даже в советские годы все зависело, прежде всего, от учителя. Кроме того есть другие источники информации — семья, СМИ, художественная литература, Интернет. Другая крайность — не ограничивать количество учебников — тоже бессмысленна. Для эффективной работы учительства, на мой взгляд, должно быть не более 3-5рекомендованных учебников.
Поляризации взглядов в учебниках прежних лет сейчас не может быть. Изменился принцип экспертизы: их оценивают в РАН с точки зрения научных представлений и в РАО с точки зрения методики. Никто не допустит заявлений, которые противоречат достигнутому консенсусу по основным историческим проблемам. В вузах мы обязаны представлять студентам разные толкования, погружать их в научные дискуссии, а в школе должны даваться общепризнанные оценки. Нельзя забывать и о героических страницах истории России — это важно с позиции воспитания, ведь школьное образование — это воспитание знанием.
И чтобы воспитание было успешным, задача и высшей школы, и научного сообщества — помочь учителям истории. Они оканчивали педвузы в разные эпохи, но всем им нужна методическая помощь, переподготовка, встречи со специалистами из научных учреждений и вузов, современные пособия, Интернет-поддержка.
— А как быть с трактовками последних событий истории?
— История современности — сложный проект для любого историка, потому что он основывается не только на источниках, но и на собственных наблюдениях, свидетельствах очевидцев, имеет свою гражданскую составляющую. Но авторы учебников и учителя должны принимать во внимание, что их гражданская позиция не должна превалировать над совокупностью реальных исторических фактов недавнего прошлого, которая должна быть доступна сегодняшним школьникам.
— 2012 год объявлен Годом российской истории. Какие проекты будут реализованы в связи с этим в РГГУ?
— Помимо научных мероприятий, посвященных юбилейным историческим событиям (1612 год, 1812 год и другие даты), мы реализуем несколько проектов. Так, в рамках проекта «Родные корни» каждый студент до конца года должен «построить» свое генеалогическое древо. Второй проект — создание портала научной и образовательной информации «Родная история», рассчитанного в том числе на учителей, и его мы рассматриваем как противовес недостоверной информации, которой сейчас много в Сети. Третий проект — сбор свидетельств очевидцев постсоветской эпохи для нашего архива, прежде всего, на основании опыта семей наших студентов, а это немалая общероссийская выборка.