Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, как будут поднимать отечественное образование
Самым опасным оружием у нас в школе была линейка - из нержавейки, блестящая, с острыми концами. Мало того что ею измеряли все что угодно - включая изогнутые поверхности, так с ее помощью можно было здорово пулять жеваные бумажные шарики. А еще колоть пубертатных девиц в мягкие места острым краешком. Или издавать противные звуки на уроке физики, прикидываясь, что изучаешь резонанс. По-моему, в этом году примерно то же стало происходить c Единым госэкзаменом. Все три министра, при которых внедряли ЕГЭ, твердили - этот экзамен лишь инструмент для измерения качества образования. Ну линейка, в общем. И вот выяснилось, что у этой линейки есть и неожиданные свойства. Что и пространства при ней искривлялись. И ею можно нанести серьезные увечья.
Мы уже писали про вынужденное снижение минимального балла по русскому и математике. Иначе около 200 тысяч (примерно четверть всех выпускников школы) остались бы без аттестата. Но есть и другие цифры. Удивительным образом втрое сократилось и количество стобалльников, вдвое - высокобалльников (это те, кто набрал 80 баллов и выше). Но это в среднем. На английском языке стобалльников стало меньше в 38,7 раза, на информатике - в 12,8 раза, на математике - в 7,9 раза!
В общем, к 2013 году поначалу ошарашенная нововведением родная система образования отработала механизм организации нужных баллов нужным детям и выдачу на-гора фальшивого изображения выдающихся успехов полного и среднего... А тут вдруг камеры, водяные знаки, запрет мобильников и курьеры спецсвязи.
В кулуарах чиновники признают: приписывали далеко не во всех регионах. Где чаще? В ответ толерантное молчание («ну сами же понимаете») и кивок головой куда-то в сторону юго-востока.
Итак, линейка наконец стала показывать более-менее реальные данные. Что дальше? Как объясняет возмутитель спокойствия глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, что делать, понятно.
С сентября будет действовать программа совершенствования преподавания русского языка и математики в регионах, показавших худшие результаты. В ее разработке примет участие Федеральный институт педагогических измерений (тот самый, где готовят задания для ЕГЭ). Преподаватели и лучшие учителя из других регионов будут давать мастер-классы, проводить учебу и семинары. Подтягивать коллег, с тем чтобы они, в свою очередь, подтягивали своих школьников.
К главам регионов федеральные власти обратились с настоятельной просьбой не наказывать образовательных чиновников за плохие результаты ЕГЭ. Понятно почему: иначе в следующем году мы столкнемся с еще более изощренным списыванием.
Будут вводить контроль качества образования в начальной школе. Не тотальные экзамены для четвероклассников а-ля ГИА в девятом или ЕГЭ в одиннадцатом. Есть другие методики, объясняет Кравцов. Делается выборка ребят, они решают задачи, отвечают на вопросы тестов (таким образом проводят международные исследования PISA или TIMSS). И специалисты понимают, какова вообще ситуация «в среднем по больнице» - какие предметы преподают хорошо, а где нужно подтянуться.
Ну а первые результаты мы увидим летом-2015...
Kp.ru, Москва