О нововведениях в ЕГЭ, перспективах совершенствования системы оценки знаний учащихся и планах проверок российских вузов в интервью РИА Новости рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Беседовала Ольга Кирющенко.
— Сергей Сергеевич, перед началом учебного года Рособрнадзор утвердил ряд изменений в ЕГЭ. Какие основные новшества ждут выпускников школ в этом году и какие нововведения могут появиться в дальнейшем?
— В прошлом году изменения касались условий проведения ЕГЭ, повышения его объективности. В этом году по итогам обсуждения с экспертами был внесен ряд содержательных изменений, которые давно обсуждались и уже назрели.
Во-первых, речь идет об отмене части "А", так называемой угадайки, когда из четырех предложенных вариантов ответа нужно выбрать правильный. И мы помимо литературы и математики, где уже несколько лет отсутствует часть "А", отменили ее в ЕГЭ по русскому языку и значительно уменьшили число таких заданий по другим предметам.
Если перевести ЕГЭ в человеко-экзамены, мы получим около 4,3 миллионов ежегодно. Примерно два миллионаиз них у нас в этом учебном году не будут сдавать часть "А". В 2016-2017 годах мы продолжим эту практику и максимально будем исключать тестовую часть из контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Делать это мы планируем поэтапно и постепенно.
Другое изменение касается введения устной части в ЕГЭ по иностранным языкам. Оно давно назрело. Умение говорить — это важнейшая компетенция в данном предмете, и введение устной части будет формировать у выпускников навыки общения на иностранном языке, которые так необходимы современному человеку.
В-третьих, по предложению ассоциации учителей математики и после обсуждения с учителями и экспертами ЕГЭ по математике решено разделить на базовый и профильный уровни. Базовый уровень будет содержать задания, которые необходимы выпускнику школы, чтобы использовать математический аппарат в повседневной жизни, а более сложный профильный ориентирован на тех, для кого математика — один из вступительных экзаменов в вуз.
В этом учебном году можно будет сдать или базовый уровень, или профильный, или оба сразу. При этом базовый уровень также позволит поступить в вузы по тем специальностям, где математика не нужна в качестве вступительного испытания.
Что касается организационных изменений, то мы отказываемся от дополнительной июльской волны ЕГЭ. Для чего мы это делаем? Июльская волна — это дополнительная нагрузка на педагогов. Теперь они уже в июле смогут пойти в отпуска, а школы можно будет начать готовить к новому учебному году.
Все меры, которые были реализованы нами в 2014 году и обеспечивали проведение объективных и честных экзаменов, сохранятся и в 2015 году. Это видеонаблюдение, это разработка экзаменационных материалов по часовым поясам. Мы сделаем максимально все возможное, чтобы не было никаких утечек КИМов так же как в экзаменационной кампании 2014 года.
Никаких изменений больше, кроме уже озвученных, в 2015 году не будет. Все нововведения на следующий год мы объявим до 1 сентября 2015 года. Если появятся какие-то дополнительные предложения, например проведение информатики в компьютерной форме, которое уже обсуждалось, то мы должны понимать, что технически все пункты проведения экзамена готовы к этому. Вопрос предстоит проработать, поэтому сейчас я бы не забегал вперед.
— С 2020 года ЕГЭ по иностранным языкам планируется сделать обязательным для выпускников школ. Готовы ли его сдавать все российские школьники? Разделят ли при этом экзамен на базовый и профильный уровни подобно другому обязательному предмету — математике?
— Я думаю, что к 2020 году будут готовы. Будет готова и система образования и, самое главное, технологически мы будем готовы к обязательному экзамену. Пока трудно сказать, будут ли базовый и профильный уровни, но однозначно там будет устная часть. Обязательная или по выбору — это решат эксперты. У нас пока еще есть время для обсуждения деталей.
— А ЕГЭ по русскому языку планируется разделить на базовый и профильный?
— Русский язык — это государственный язык, поэтому здесь единые требования для выпускников школ и абитуриентов вузов. Во всех вузах в качестве вступительного экзамена есть русский язык, в отличие от математики. Здесь базовый уровень не нужен.
— На форуме ОНФ в Пензе прозвучала идея отказаться от обязательного ЕГЭ для выпускников школ. Как вы относитесь к подобной инициативе?
— Такие идеи периодически возникают. На форуме ОНФ говорилось о том, чтобы проработать вопрос об отказе от сдачи ЕГЭ для тех выпускников, которые не планируют идти в вузы. Здесь есть свои плюсы и минусы. Мы запланировали обсуждение этого вопроса, изучим все "за" и "против", чтобы принять взвешенное решение.
— Может, России стоило бы позаимствовать что-то из зарубежного опыта проведения экзаменов?
— Я считаю, что та технологическая модель проведения ЕГЭ, которая сейчас создана в России, ничем не уступает, а, может быть, даже превосходит технологию национальных экзаменов в других странах. При этом она достаточно гибкая. У нас есть досрочный период, есть уникальная для мировой практики часть "С", где выпускник может проявить свои творческие способности. Что касается экзаменационных материалов, то они будут меняться, но это вопрос прежде всего содержания и он зависит от того, какие стандарты и какие примерные программы мы утвердим.
— Вы говорили, что в новом учебном году увеличится число стран, где можно будет сдать ЕГЭ. Расскажите подробнее об этих планах. Появятся ли новые зарубежные пункты для сдачи ЕГЭ?
— Сейчас ЕГЭ у нас проводится в каждой посольской школе, где есть старшие классы. Причем сдать экзамен могут не только дети российских граждан, но и жители этих стран, которые желают учиться в российских вузах — для этого есть определенная процедура.
В послании президента РФ была поставлена задача организовать также проведение ЕГЭ в странах СНГ, где нет посольских школ. В этом году мы создали пять пунктов проведения экзамена в СНГ, и такую практику мы расширим в 2015 году. Сейчас эти вопросы прорабатываются с профильными министерствами нескольких стран, и я думаю, что мы увеличим количество стран, прежде всего стран СНГ, где будут организованы пункты проведения ЕГЭ. Эта президентская инициатива оказалась очень востребованной, поэтому мы будем продолжать данную работу. Проблем технических и содержательных я тут не вижу.
Я не исключаю также, что пункты сдачи экзамена могут быть организованы за пределами СНГ не только в посольских школах. Есть достаточно большие по размеру страны, где не всегда удобно приехать в столицу, а потребность есть в каком-то другом крупном городе. Мы сейчас этот вопрос изучаем и в этом направлении будем двигаться.
— Расскажите, как будет внедряться система круглогодичной пересдачи ЕГЭ по всем предметам? Каков будет порядок проведения этой пересдачи? Сколько раз можно будет сдать один и тот же предмет?
— Мы сейчас отработали технологию организации независимых центров, где можно будет сдать ЕГЭ в течение года. В этом году у нас было четыре независимых центра: в Республике Коми, Дагестане, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае.
Сейчас мы изучаем, какова вообще потребность в пересдаче. Для этого 14 февраля мы собираемся сделать первый шаг — предоставить возможность пересдать русский язык выпускникам прошлых лет и сдать географию тем, кто закончил ее изучение в 10 классе. Этот ЕГЭ пройдет пока на базе пунктов проведения экзамена. Я думаю, что их будет немного, один-два в каждом регионе. Но они обязательно будут во всех регионах России.
Регулярная пересдача предметов по выбору начнется с сентября 2015 года. Мы проведем ее первоначально на базе пунктов проведения ЕГЭ, изучим потребность, поймем, каково количество желающих пересдать тот или иной предмет в каждом из регионов и примем окончательное решение по развитию сети независимых центров, как они будут эволюционировать и в каком графике работать.
Для пересдачи будет введено свое расписание, будут определенные дни для каждого из предметов. Мы планируем цикл февраль-апрель-июнь-сентябрь — четыре раза в каждом учебном году для пересдачи всех предметов. При этом пересдать можно будет не только неудовлетворительный результат, но и попытаться улучшить любой другой. Мы планируем, что засчитываться будут результаты лучшей попытки.
— А будут ли к организации пересдач привлекать школьных учителей?
— Это не будет для них дополнительной нагрузкой. Если их и будут привлекать, то только на добровольной основе для перекрестной проверки экзаменов в других регионах. И на оплату этой работы будут выделены дополнительные средства.
— Еще одной новацией этого учебного года является введение итогового сочинения для учеников выпускных классов, которое затем может быть учтено вузом при приеме абитуриентов. Удастся ли обеспечить объективную оценку этих сочинений вузами?
— Для обеспечения общественного контроля вузы обязаны будут разместить результаты проверки сочинений на своих сайтах. Тот вариант, который сейчас обсуждается, предусматривает, что вузы размещают сочинение и пояснение, как они его оценивали, по каким критериям поставили тот или иной балл. Это будет делаться для каждого представленного абитуриентами сочинения.
— А какой процент вузов, на ваш взгляд, решит учитывать сочинение при приеме абитуриентов? И будут ли установлены какие-то требования к экспертам, которых, по заявлению Минобрнауки, вуз может привлечь со стороны для оценки сочинений, если не может справиться с этой работой силами своих преподавателей?
— Я не буду строить прогнозы, потому что каждый вуз сам определит, учитывать ли ему сочинение. Технологически мы обеспечим всем вузам, которые решат учитывать это вступительное испытание, доступ к оригиналам сочинений.
Что касается проверяющих, то соответствующие рекомендации мы дадим и по их привлечению, и по проверке, а дальше уже вуз решает, воспользоваться этими рекомендациями или нет. Я думаю, что большинство вузов этими рекомендациями воспользуются.
— В последнее время Рособрнадзор активизировал проверки вузов, показавших слабый результат при проведении мониторинга эффективности. Каковы планы этой работы?
— На сегодняшний день в системе российского высшего образования действует порядка 2300 образовательных учреждений. Из них порядка 500 — государственные вузы, около 900 — филиалы госвузов, остальное — негосударственные вузы и их филиалы.
Доступность высшего образование и наличие большого количества вузов — это, наверное, хорошо. Но вопрос в качестве образования, которое эти вузы дают.
По итогам мониторинга, который проводит Минобрнауки, мы ведем свои проверки. В этом календарном году у нас намечено порядка 700 проверок, в следующем — около тысячи.
Часто, приезжая в вуз, который в мониторинге показал соответствие менее чем четырем необходимым критериям, мы видим, что он не может обеспечить нормальный образовательный процесс. Арендованное помещение, иногда всего 2-3 комнаты, один преподаватель читает лекции по нескольким предметам, студентов нет, обучение ведется в основном в заочной форме.
Такие вузы фактически занимаются продажей дипломов, а не дают образование. Выпускники по окончанию обучения не знают элементарных вопросов.
Даже есть объявления при приеме на работу, я видел их в регионах: "Диплом такого-то вуза не приносить". Это девальвирует отношение к высшему образованию и к диплому государственного образца.
Таких вузов либо филиалов, которые дают некачественное образование, не должно быть на российском образовательном рынке. Мы не против негосударственных вузов, мы за то, чтобы вуз, если он имеет государственную лицензию и аккредитацию, давал качественное образование в соответствии с утвержденными стандартами.
По результатам проверок у нас совпадение сейчас порядка 90% по тем вузам, которые показали менее четырех критериев по мониторингу — мы приходим и видим, что вуз не дает качественное образование.
— Но ведь по результатам последнего мониторинга повысить эффективность было рекомендовано более чем тысяче вузов и филиалов — почти половине. Если 90% проверок подтверждают, что дела там плохи, какая-то совсем нерадужная картина получается.
— Она такая, какая есть. Где-то ситуацию можно поправить, где-то она безнадежна, когда вуз ориентирован только на извлечение прибыли.
После нашей проверки мы даем рекомендации по изменению ситуации и, если они не исполняются, принимаем соответствующие решения. На сегодняшний день по результатам проверок и неисполнения вынесенных предписаний ограничительные меры (приостановка и отзыв лицензий, запрет на набор абитуриентов) применяются примерно к 9% проверяемых вузов. Всего за последний год у нас изъято из реестра более 300 лицензий, при этом многие ректоры, понимая, что время некачественного образования прошло, сами отзывают лицензии своих вузов и филиалов. Некоторые пытаются нас подкупить, как в одном получившем недавно огласку случае. Это не получится. Есть и другие примеры, когда вузы делают программы развития и уже по итогам следующих мониторингов показывают удовлетворительный результат.
Помимо санации и тех проверок, которые мы осуществляем, у нас есть и ряд проектов по совершенствованию систем внутривузовской оценки студентов.
Мы должны создать систему объективного и независимого оценивания студентов, чтобы сессию нельзя было сдать за взятки. А это зачастую есть, в том числе в хороших государственных вузах. Когда студент знает, что можно заплатить деньги и получить зачет, конечно, он не учится. Если экзамен принимать объективно, тогда он будет учиться, а преподаватели начнут задумываться о повышении квалификации и должным образом относиться к своим обязанностям. Поэтому помимо мер, которые направлены на то, чтобы у нас вузы, дающие некачественное образование, ушли с образовательного рынка, мы развиваем механизмы, позволяющие повысить качество образования в самих вузах.
Комплекс мер и мероприятий, которые проводит Минобрнауки, призван повысить качество нашего высшего образования, сделать его одним из лучших в мире. И этого можно достичь.
— Намерен ли Рособрнадзор провести проверки зарубежных филиалов российских вузов? Летом глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что некоторые из них также дают некачественное образование и дискредитируют страну.
— Законодательство накладывает ограничение на проведение выездных проверок таких филиалов. Сейчас мы готовим дополнительные межправительственные соглашения, чтобы проводить соответствующие контрольно-надзорные мероприятия.
Но все равно эти филиалы проходят лицензирование и аккредитацию в Рособрнадзоре. Мы смотрим на качество образования в них. Есть и слабые филиалы, и мы тоже это понимаем, потому что, находясь за рубежом, некоторые из них отрываются от реальности и забывают о тех функциях, которые должны выполнять вузы.
— Летом были начаты проверки крымских вузов. Насколько они в целом готовы работать по российским нормам? Будут ли к ним применяться ограничительные меры в случае выявления нарушений наравне с остальными вузами РФ или по каким-то требованиям, например состояние материально-технической базы и оформление всей необходимой документации, для них будет действовать переходный период?
— Мы провели для представителей крымских вузов методический семинар, на котором рассказали о системе лицензирования и аккредитации в Российской Федерации, а также, как организуются проверки вузов, каковы наши действия в случае выявления нарушений. Сейчас в Крыму и Севастополе идет процесс интеграции в российскую систему образования, и вузам дается некий временной лаг, поэтому у них есть время привести в соответствие и материально-техническую базу, и документацию. А плановые проверки этих вузов мы отложим до 2016 года.
— Каковы результаты проверки Российского национального исследовательского университета им. Пирогова ("второй мед"), где в этом году вновь были жалобы на нарушения в ходе приемной кампании?
— В 2014 году Рособрнадзор провел в отношении РНИМУ имени Пирогова три внеплановые проверки по обращениям граждан. В ходе проверок были выявлены незаконные отчисления студентов. Университет привлечен к ответственности в виде штрафов, незаконно отчисленные студенты восстановлены. По результатам проверок возбуждены дела об административных правонарушениях, которые направлены в суд. Также мы направили предписания об устранении выявленных нарушений.
Что касается законности зачисления либо незачисления в университет абитуриентов, пожаловавшихся в Рособрнадзор, то проверки нарушений при приеме в отношении этих граждан не выявили.
Возможностей для подтасовок с "мертвыми душами", подобных тем, что имели место во "втором меде" в 2011 году, сейчас нет. Мы создали электронную информационную систему с результатами ЕГЭ, и это большой шаг вперед. Вузы где-то еще могут играть с баллами прошлых лет, когда еще были бумажные сертификаты, но что касается выпускников этого года, то они уже зачислялись исключительно на основе объективных результатов, подтасовывать которые невозможно.
— В Минобрнауки сообщили, что в этом учебном году Рособрнадзор начнет проверять вузы и на соответствие новым требованиям, позволяющим готовить магистров и аспирантов. Как будет строиться эта работа?
— С 1 сентября по многим программам уже приняты обновленные стандарты, которые устанавливают новые требования к реализации программ магистратуры и аспирантуры. Процедура аккредитации этих программ покажет готовность условий и возможностей их реализовывать, в результате чего сформируется то количество вузов, которое будет соответствовать новым критериям качества. А проверка их будет осуществляться в рамках текущей деятельности Рособрнадзора.
— Должны ли будут вузы провести переаккредитацию этих программ?
— Да, переаккредитация программ аспирантуры будет проводиться. Все, кто был аккредитован до введения в действие новых стандартов, по закону сохраняют эту аккредитацию до 1 января 2016 года. До этого срока они должны будут подать заявки на новую аккредитацию.
РИА Новости http://ria.ru/interview/20141023/1029647620.html#ixzz3GxyvjPj4