КоммерсантЪ — «ЕГЭ и объективный контроль в сфере образования»

В Издательском доме «Коммерсантъ» прошла встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России Сергея Кравцова со слушателями Академии журналистики «Ъ». Встреча длилась чуть менее двух часов. Центральной темой обсуждения стал ЕГЭ и объективный контроль в сфере образования.

11 июня в конференц-зале Издательского дома «Коммерсантъ» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о сферах деятельности и главных задачах, которые стоят перед Рособрнадзором. Обсуждались актуальные темы сферы образования, такие как проведение единого государственного экзамена, выработка эффективных решений объективного проведения экзаменов и контроля образовательных учреждений.\

Беседа началась с обсуждения проблем в системе образования. Господин Кравцов отметил, что по данным Национального исследования качества, проведенного Рособрнадзором в 2014 году, проблемы в обучении начинаются с падения мотивации к обучению, что проявляется к 7 классу. На фоне отсутствия объективных инструментов оценивания качества образования, проводится выборочный контроль, исследования качества преподавания отдельных предметов. Тем не менее, отметил глава Рособрнадзора, все проверки проводятся не с целью “наказания”, а для выявления проблемных зон. «Над решением этих проблем впоследствии работают институты повышения квалификации, педагогические вузы, улучшая качество образования. Без знаний объективной ситуации управлять образованием очень сложно», отметил Кравцов. Глава Рособрнадзора подчеркнул, что проверки в сфере образования должны носить развивающий характер.

Сделав акцент на важности объективной оценки не только учеников, но и учителей, взяв пример с Южной Кореи, Китая, Сингапура (лидируют в качестве образования), Кравцов рассказал, что, например, совместно с Ассоциацией учителей истории и обществознания, Рособнадзор проводит исследование профессиональной компетенции, что позволяет совершенствовать процесс повышения квалификации учителей.

Кравцов отметил, что объективность сдачи экзаменов — приоритетная задача Рособрнадзора. В отдельных вузах в порядке эксперимента уже практикуется процедура независимой оценки знаний студентов: экзамены принимаются экспертами и преподавателями из других вузов. Такие меры, по словам Кравцова, снимают все коррупционые вопросы, субъективизм оценивания, показывают объективную ситуацию.

В ходе встречи были подняты такие темы, как особенности информационной работы Рособрнадзора, проблемы взаимодействия со СМИ, работа Ситуационного центра. Напомним, что в 2014 году в Рособрнадзоре начал работу Ситуационно-информационный центр, который помогает в проработке и реализации мер, “направленных на повышение оценки качества и контроля в образовании, объективности единого государственного экзамена и проведение его без нарушений”.

По словам Кравцова сейчас работает более 36 тысяч пунктов видео наблюдения, в течение трех месяцев после сдачи экзамена доступна запись видеонаблюдения. Кравцов отметил, что система видеонаблюдения — это гарантия качественного проведения ЕГЭ, соблюдения эффективности и независимости экзаменационной процедуры.

Широкую дискуссию вызвали вопросы, касающиеся спекуляций СМИ на тему негативного влияния ЕГЭ на психику школьников, а также прямых ошибок журналистов. Господин Кравцов сделал акцент на важности позитивного информационного фона.

Главная задача Рособрнадзора, подчеркнул Кравцов, это изменение сознания населения в отношении к образованию. Кравцов уверил, что с учетом того, что Россия одна из немногих стран, где обеспечено бесплатное школьное и высшее образование, а на почти 600 тысяч бюджетных мест приходится 700 тысяч школьников, сдающих экзамен, при правильном отношении к учебе сдать экзамен довольно просто.

Текст подготовлен слушательницей четвертого потока Екатериной Губиной
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2014