Спутник Кыргызстан: «Дети не должны получать липовые оценки — эксперты из разных стран»

Участники конференции "Управление качеством образования на основе оценки" выразили необходимость обмена опытом и отметили важность получения детьми действительно качественного образования.

ЧОЛПОН-АТА, 5 сен — Sputnik. На побережье Иссык-Куля 5-6 сентября проходит V ежегодная международная конференция "Управление качеством образования на основе оценки". В мероприятии принимают участие министр образования и науки КР Эльвира Сариева, президент Евразийской ассоциации оценки качества (ЕАОКО) Виктор Болотов, представители министерств образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Литвы, Российской академии образования, а также депутаты Жогорку Кенеша Евгения Строкова и Альфия Самигулина. Эксперты из разных стран рассказали корреспонденту Sputnik Кыргызстан, почему надзирающий за образованием орган не наказывает, оценки в школах завышают и что делать родителям учеников.

По словам министра образования и науки КР Эльвиры Сариевой, система оценки качества образования позволяет видеть честную картину, делать выводы и вести "работу над ошибками".

"Каждый родитель хочет дать ребенку хорошее образование. А вот выбрать школу зачастую бывает очень сложно. Где дают качественное образование? Ответ на такой вопрос мы и получаем, развивая нашу систему оценки", — сказала Сариева. Она отметила, что обмен опытом и наработками с другими странами позволяет совершенствовать систему образования и в итоге улучшать ее.

"Мы создали в этом году Управление Минобрнауки надзора и контроля качества образования. И теперь у нас есть полная оценка качества в школах — как в регионах, так и в Бишкеке. Что это дает? Теперь каждая мама может сама решить, где ее ребенок должен учиться, и он пойдет в ту школу, которая дает действительно качественное образование. Именно Обрнадзор, работая как аудит, выявляет пробелы и дает рекомендации, чтобы все исправить, а не наказывает руководителей, как говорится, рубя с плеча. Поэтому директор школы или детсада теперь будет ратовать не за оценки в аттестате, а за качество образования в его заведении", — сказала министр.

Выпускники в этом году впервые смогли получить время для подготовки к поступлению. И минимальный проходной балл уже несколько лет стоит на уровне 110 баллов, отметила Сариева. "Мы в последующем будем его повышать, что даст стимул школьникам не ориентироваться на "нарисованные оценки", а получать действительно качественные знания", — пояснила министр.

Президент Евразийской ассоциации оценки качества (ЕАОКО) Виктор Болотов заявил, что конференция вызвала огромный интерес среди специалистов и заявок на участие намного больше, чем можно было ожидать.

"При этом каждая страна сама финансирует участников, что говорит о действительно неподдельном интересе к теме качества образования. Проходят параллельные сессии экспертов, чтобы максимально эффективно использовать время на конференции и добиться большой отдачи от ее работы", — сказал Болотов. Он отметил, что опыт других стран позволяет реально улучшить систему оценки качества образования и как следствие получить на выходе действительно образованных людей.

"Здесь нет такого, что одна страна пытается учить, как жить, и навязывает другим государствам свою точку зрения. Россия с удовольствием перенимает опыт, например Казахстана. А Кыргызстан мобильно реагирует и внедряет инновационные наработки других стран. Выступление Сариевой просто поразило — министр досконально, без бумажки рассказала об успехах и о проблемах в образовании и поделилась ценным опытом. Это говорит о том, что Кыргызстан действительно хочет повысить уровень качества образования и делает все, чтобы добиться успеха", — сказал Болотов.

Он отметил, что по итогам конференции будут выработаны рекомендации, которые участники могут использовать в своих странах.

Директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки Казахстана Кали Абдиев рассказал, что его организация с 2007 года является членом Международной ассоциации оценки качества образования, но, чтобы получить опыт коллег из стран со схожими системами образования, они стали членами и ЕАОКО.

"Здесь встречаются специалисты из шести стран, и их опыт ценен именно тем, что мы получаем наработки и знания, выработанные практически в одной системе с нами. Хотя все идут по разным путям развития, в основном мы очень похожи. Например, у нас была внедрена турецкая система тестирования, а сейчас мы изучаем опыт россиян в области мониторинга качества образования и будем пытаться адаптировать его к Казахстану. Также у нас активно внедряется государственно-частное партнерство — пилотные программы предварительного компьютерного тестирования учеников. Кстати, эта фирма предложила свои услуги и Кыргызстану. Будет ли она сотрудничать с КР или нет, покажет время, но сам факт является показателем того, что наши страны активно пытаются найти точки соприкосновения и прийти к действительно качественному образованию", — сказал Абдиев.

Он отметил, что наработки, получаемые в ходе конференции, позволяют своевременно отслеживать инновации в области образования и учиться у других стран.

Заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Юлия Лях считает, что проведение подобных встреч очень важно для систем образования стран-участников.

"Исторически мы очень близки со всеми странами ЕАОКО, и наши дети уже интегрированы в мировую систему образования. Тот факт, что один процент выпускников Кыргызстана учится в России, повышает ответственность и ставит вопрос о надлежащем контроле качества образования. Мы не карательный орган, наоборот, наши специалисты с особой тщательностью выявляют недостатки, пробелы в различных школах и дают практические рекомендации для исправления и соответственно повышения качества образования. Мне очень приятно слышать, что КР переняла наш опыт надзорной деятельности", — сказала Лях. Она отметила, что дети не могут быть заложниками одной страны и должны получать образование там, где считают нужным. Поэтому вопрос качества образования стоит на первом месте при их выборе. А то, что уровень образования в странах постсоветского пространства традиционно был высоким в различных сферах, будь то физико-математическое, естественнонаучное или филологическое образование, ставит задачу не потерять, а, наоборот, приумножить это преимущество.
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2016