ТАСС — «Российские школы вошли в топ-10 лучших в мире по уровню математического образования»

Россия занимает одно из самых высоких мест в мире по уровню математического и естественнонаучного образования в школах, с 2011 года ей удалось улучшить свои позиции по этим направлениям.

Об этом свидетельствуют опубликованные результаты исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования, проводимого Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA).

В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11-х классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики.

Мониторинг проводится каждые четыре года. За прошедшие годы было проведено шесть циклов исследования TIMSS - в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах. В исследовании принимают участие более 50 стран, в том числе все ведущие экономики мира. Российские школьники регулярно участвуют в международном мониторинге качества математического и естественнонаучного образования TIMSS начиная с 1995 года.

Рост качества образования в начальной школе

Результаты российских учащихся 4 классов по математике (564 балла) и по естествознанию (567 баллов) существенно превышают среднее значение международной шкалы TIMSS, свидетельствует последний мониторинг 2015 года, итоги которого подвела IEA. По сравнению с результатами предыдущего исследования, проведенного в 2011 году, Россия поднялась с 10 на 7 место, обойдя Англию, Финляндию и Бельгию и закрепившись в группе мировых лидеров, среди которых также оказались Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань и Япония. Результаты остальных стран, участвовавших в исследовании, в том числе США, Германии, Франции, Австралии, Канады, оказались существенно ниже российских.

Уровень подготовки российских школьников 4-х классов по естествознанию значительно превысил результаты учащихся большинства стран - участниц TIMSS. Наша страна поднялась с 5-й позиции на 4-ю, обойдя Финляндию. Учащиеся 43 стран показали естественнонаучные знания ниже, чем у школьников из России (среди них Гонконг, Тайвань, США, все участвовавшие в исследовании страны Европы).

"Итоги исследования подтверждают позитивный эффект внедрения федерального государственного образовательного стандарта начальной школы, по сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, естественнонаучной - на 15 баллов. Образовательный стандарт 2009 года изменил приоритеты в начальном образовании - акцент с формирования предметных знаний, умений и навыков сместился на развитие у младшего школьника умения учиться, формирование способности применять знания для разрешения типовых и новых учебных и практических ситуаций. Приоритетными задачами стали развитие интереса к изучаемым предметам и формирование личностных качеств", - прокомментировал ТАСС результаты исследования руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По сравнению с 2011 годом результаты российских выпускников начальной школы значительно улучшились по всем содержательным областям математики и естествознания, а также по всем группам познавательной деятельности.

60% российских учащихся 4-х классов показали высокий уровень подготовки по математике и естествознанию. Они способны применять свои знания для решения достаточно сложных задач и обосновывать свое решение, а значит эффективно продолжать обучение в основной школе.

Самые заботливые родители и счастливые дети

В среднем российские дети несколько позже начинают свое обучение в школе, чем в других странах. В России 69% детей пошли в школу, достигнув 7-летнего возраста, а 39% - в возрасте от 6 до 7 лет. В других странах немногим более половины детей поступает в школу в возрасте 6 лет, около 30% - в возрасте 7 лет, а 16% идет в школу, не достигнув и 6-летнего возраста.

При этом данные исследования TIMSS подтверждают, что подготовка, полученная ребенком в дошкольном возрасте, оказывает положительное влияние на его успехи в начальной школе. В России посещали детские дошкольные учреждения 81% учащихся 4-х классов.

Большое значение имеют развивающие занятия с ребенком в семье. По этому показателю - частоте занятий взрослых членов семьи с ребенком до его поступления в школу - Россия оказалась на первом месте среди всех участвующих в исследовании TIMSS стран. С большинством (70%) российских четвероклассников до их поступления в школу в семье часто занимались чтением книг и обсуждением прочитанного, играми с алфавитом, словами, цифрами и сортировкой предметом, учили навыкам письма.

Учиться в начальной школе подавляющему большинству маленьких россиян нравится. Почти 70% российских учащихся 4-х классов очень хорошо относятся к своей школе, что выше, чем в Европе, свидетельствуют социологические данные, собранные исследователями. Им нравится находиться в школе, они считают ее полезным для себя местом, активно участвуют в учебном процессе и не испытывают особых проблем со своими учителями и одноклассниками.

Основная школа

В 2015 году учащиеся 8-х классов России снова продемонстрировали высокий уровень математической и естественнонаучной подготовки.

По уровню математической грамотности среди восьмиклассников российские школьники набрали 538 баллов, что существенно выше среднего значения в 500 баллов. Наша страна сохранила свое 6-е место, прочно закрепившись в числе лидеров, куда также вошли Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг и Япония. Российские восьмиклассники показали более высокий уровень математических знаний, чем их сверстники из США, Норвегии, Италии, Канады, Швеции, Нидерландов, Венгрии, Австралии и других стран.

По итогам исследования по естествознанию учащиеся 8-х классов тоже продемонстрировали стабильно высокий уровень знаний, удержав 7-е место и значительно превысив результаты учащихся большинства стран - участниц исследования TIMSS.

Около половины российских учащихся 8-х классов имеют высокий уровень подготовки по математике и естествознанию, и это означает, что они готовы успешно продолжать обучение в старших классах. Они способны применять свои математические знания, а также знания в области физики, химии, биологии и географии для решения достаточно сложных учебных и практических задач.

Профильная математика - лучшая в мире

Российские учащиеся 11-х классов, изучавшие углубленный профильный курс математики в старшей школе, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран - участниц исследования 2015 года.

"Первое место по данному направлению подготовки наша страна удерживает уже восемь лет, поддерживая лучшие традиции советского и российского математического образования", - отметил Кравцов.

В 2015 году в рамках исследования TIMSS было также проведено изучение уровня подготовки выпускников средней школы по физике в сравнении с международными стандартами. Оно проводилось среди учащихся, планирующих дальнейшую учебную или профессиональную деятельность в областях, требующих повышенной подготовки по физике. По итогам исследования школьников 11-х классов, проходящих профильный курс физики, Россия поднялась с 3-го на 2-е место. Только учащиеся Словении продемонстрировали более высокие результаты.

При этом российские выпускники средней школы имеют наименьший возраст (17,7 лет) среди всех стран - участниц исследования и наименьшее число лет обучения в школе (11 лет).

"Результаты мониторинга TIMSS 2015 года свидетельствуют, что уровень математического и естественнонаучного образования в России - один из самых высоких в мире. За предыдущие четыре года наша страна не только нигде не уступила своих позиций, но и улучшила их", - резюмировал глава Рособрнадзора.
Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2017