Контрольные цифры — это наследие пятилеток

Виктор Болотов высказался по поводу контрольных цифр приема в вузы.
В целом, идея понятна, но есть и спорные моменты...

— Контрольные цифры приема — это наследие советского времени, пятилеток и вообще плановой экономики. Я поддерживаю идею отказа от этого бессмысленного атавизма. Эти госплановские заходы до сих пор определяются средней температурой по больнице.

Нельзя сравнивать уровень подготовки студентов-экономистов, к примеру, в МГУ и Высшей школе экономики с уровнем технического или педагогического вуза, где также набирают на экономфак.

Планирование в российском образовании не работает еще и потому, что регионы не могут дать точный прогноз, какие специалисты будут нужны их экономике через четыре или шесть лет. Да, ряд регионов стали работать под инвестиционные программы, и становится понятно, какие кадры нужны и сколько конкретно из них бакалавров, а сколько магистров. Но если в вузе открыта специальность, то не может в один год набираться пять человек, а на следующий — 25 человек. Это поточное производство. И резко поменять его не получится.

С другой стороны и выпускники вузов сейчас, как правило, редко идут работать по специальности. Можно сколько угодно готовить инженеров или учителей, но если в их секторе низкая зарплата, то ни один амбициозный человек не пойдет работать по профессии, а значит, такое планирование будет бессмысленным. И если мы наблюдаем, что педагоги уходят работать в малый и средний бизнес, так, может, это признак того, что нужно готовить кадры для бизнеса? Тем более что развитие малого бизнеса — одна из ключевых госпрограмм.

Есть две логики выделения бюджетных мест для вузов. По первой — это госзаказ, полностью от него отказываться нельзя — ясно, что стране нужны новые специалисты. Вторая логика — спрос населения и потребность регионов. Если исходить из спроса, то цифры приема должны регулироваться вузовским конкурсом на поступление и статистикой ЕГЭ.

http://www.mn.ru/viktor_boltov/20110908/304725246.html

Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2011