Лазебникова: в ЕГЭ по обществознанию усилены творческие задания

Один из самых популярных предметов, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена - обществознание. О том, каким будет ЕГЭ по этому предмету в 2012 году, в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова.

- Анна Юрьевна, ЕГЭ по обществознанию регулярно выбирает большое количество выпускников. Чем, на Ваш взгляд, это можно объяснить?

- Действительно, ежегодно число сдающих единый экзамен по обществознанию превышает 400 тысяч. Можно сказать, что среди экзаменов по выбору он наиболее массовый. Объясняется это просто - результаты ЕГЭ по обществознанию требуются на большое количество специальностей в вузах и ссузах. Такая востребованность имеет свои причины. Общественные науки - это большая семья дисциплин. Каждая из них является базой для подготовки широкого круга специалистов - социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов и многих других. Изучать каждую из общественных дисциплин как самостоятельный учебный предмет в школе невозможно, учебный план нашей школы и так считается одним из самых перегруженных. Школьное обществознание интегрирует базовые знания из различных общественных наук. Отсюда понятно, почему этот предмет сдают, к примеру, и будущие специалисты в таможенном деле, и те, кто собираются стать профессионалами в области рекламы, издательского дела, правоохранительной деятельности.

- Есть мнение, что рамки ЕГЭ слишком узкие для гуманитарных предметов, к которым относится и обществознание. Как Вы относитесь к этой точке зрения?

- Отчасти эта позиция справедлива. К примеру, ценностные ориентиры, мировоззренческие установки выпускников, сложившиеся, в том числе, и под влиянием изучения предмета, не могут быть выявлены, а тем более оценены в баллах с помощью системы стандартизированных заданий. Но перед экзаменом по обществознанию и не стоит такая задача. Даже в тех случаях, когда экзаменующиеся, выполняя задания части С, высказывают ценностно окрашенные суждения, дают оценки тем или иным явлениям, оценке подлежит только характер и обоснованность аргументации собственной позиции. Вместе с тем форматы вполне соответствуют задачам определить, в какой мере выпускники овладели теоретическими знаниями, системой научных представлений о современном обществе, широким комплексом умений, связанных с анализом, интерпретацией, оценкой социальной информации. Согласитесь, это не так уж мало.

- О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверенны, что его следует отнести к наиболее сложным. Вы как считаете?

- Вообще понятие "трудность" достаточно субъективно. Для кого-то практически все задания экзаменационной работы вполне посильны, а кто-то затрудняется уже при выполнении базовых заданий части А. Но в целом я считаю, что наш экзамен в наиболее "простой" его части можно назвать очень щадящим. Есть определенный круг заданий, которые выполняются подавляющим большинством выпускников. Об этом говорят и цифры. К примеру, число тех, кто не набрал минимального балла по предмету, составляет всего 4%.

В то же время в части С есть трудные задания, выполнение которых требует мобилизации всего накопленного потенциала знаний и умений. К таким заданиям можно отнести написание эссе, задания-задачи, задания, требующие конкретизации положений и выводов фактами общественной жизни, типичными ситуациями и тому подобное. С такими заданиями справляются немногие. Поэтому и число "стобалльников" по нашему предмету невелико. В 2011 г высший балл получил 31человек.

- ЕГЭ начал оказывать влияние на методики преподавания предметов в школе. Как Вы оцениваете влияние госэкзамена по обществознанию на практику обучения предмету?

- Это влияние я оценила бы как неоднозначное, точнее противоречивое. С одной стороны, очевидны положительные эффекты. Учителя все меньше занимаются простой трансляцией знаний и существенно больше внимания начинают уделять формированию комплекса предметных умений. Это очень важный сдвиг в направлении компетентностной модели образования.

Применительно к обществознанию есть еще один позитивный результат. Сегодня преподаватели ориентируют выпускников на усвоение все разделов содержания. До введения ЕГЭ нередко приходилось сталкиваться с фактами "выборочного" изучения предмета: учителя останавливались лишь на тех темах и разделах, которые им самим были интересны и где они чувствовали свою достаточную подготовленность. Нельзя не отметить и того, что разнообразие моделей заданий ЕГЭ по обществознанию обогатило методическую палитру педагога.

Вместе с тем проявляют себя и отрицательные моменты. Уже отмечалось, что в рамках ЕГЭ не проверяются отдельные компоненты подготовки. Уходят они в ряде случаев на задний план и в практике преподавания. В частности, важные блоки, связанные с формированием ценностных ориентиров личности; ряд умений, например, вести дискуссию, раскрывать тему в рамках проектной деятельности. Очень важно, чтобы в обозримом будущем итоговая аттестация в форме единого экзамена была дополнена другими формами, позволяющими учесть иные образовательные достижения выпускников.

- Ежегодно в контрольные измерительные материалы ЕГЭ по различным предметам вносятся определенные изменения. Какие изменения были внесены в КИМ по обществознанию в 2012 году?

- В нынешнем году сокращено число заданий с выбором ответа (с 22 до 20). Мы ведем последовательную линию на уменьшение этой доли заданий с выбором из четырех представленных позиций, поскольку именно здесь наиболее велика возможность угадывания верного ответа. Это долгое время было главным предметом критики ЕГЭ. Усложнено задание В2. В нем предполагается выбор двух позиций, выпадающих из представленного ряда. На позицию В8 вводится новое задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Полное правильное выполнение этого задания в оценивается 3 баллами. Результаты ЕГЭ показали реальную сложность этого задания для выпускников. О необходимости повышения итогового оценочного балла говорили многие преподаватели и эксперты во время августовской конференции, проводимой ФИПИ.

Среди стратегических направлений совершенствования ЕГЭ по нашему предмету я бы выделила два. Во-первых, это расширение в экзаменационной работе комплекса заданий по выявлению умений применять полученные знания для ориентации в социуме, для анализа и оценки типичных ситуаций и практик. Разработка в рамках этого блока заданий, где в качестве источника информации используются наряду с научными и учебными текстами отобранные материалы СМИ по актуальным вопросам жизни общества. Это позволит выявлять главное - способность использовать "теорию" в качестве средства решения реальных собственных жизненных задач.

Второе направление связано с совершенствованием критериев оценки заданий части С. Такую работу мы ведем постоянно. Но принципиальным шагом стало бы дополнение в критериях единичных примеров указаниями на класс объектов, явлений, процессов, которые могут быть использованы учеником в ответе. Поясню. Сейчас в критериях оценки, требующих иллюстрации, конкретизации выводов приводятся возможные отдельные примеры, но на самом деле таких примеров может быть множество. Это и подтверждают ответы учащихся. Эксперты вынуждены соотносить самые разные примеры выпускников с единственным вариантом, приведенным в критериях и всякий раз решать вопрос: действительно ли эти факты могут служить иллюстрацией данного тезиса. Указание же на группу, класс объектов, которые могут быть примерами, поможет экспертам объективно оценить ответ выпускника.

http://ria.ru/edu_egrus/20120118/542540584.html