Рейтинг – это еще не фетиш

Похоже, третьим извечным вопросом в нашей стране после классических «Что делать?» и «Кто виноват?» может стать «Почему российские вузы не попадают в мировые рейтинги?» Публичные персоны высказываются, СМИ публикуют, люди, стоящие у руля дают указания. Вопрос этот уже очень многим близок, многих волнует, в общем, становится почти модным, выражаясь современным языком, «в тренде».

 

В начале октября опять раздался всеобщий вздох разочарования: в вышедшем в это время рейтинг Times Higher Education ни один российский вуз не попал даже в первые две сотни лучших мировых вузов. Кто-то видит в этом происки «запада», который не хочет иметь под боком конкурентов, кто-то считает, что российское образование на таком низком уровне, что наши вузы занимают эти места совершенно по праву. Мнений много, понятно одно – необходима реформа системы высшего образования и весьма серьезная.

 

«Российскому образованию нужна многосторонняя реформа и заключается она не только в ремонте общежитий, но и в переработке учебных планов и переаттестации преподавательского состава», считает Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. По его мнению, российская система образования неэффективна.

 

Что нужно, чтобы начать исправлять ситуацию? В первую очередь, считает Ярослав Кузьминов, необходимо выделение ресурсов: нормальная зарплата преподавателей, деньги на исследования, оборудование и собственно, инфраструктура, где можно этими исследованиями заниматься. А для изменения содержания образования, в первую очередь, необходимо ввести обязательный английский язык. Специалист видит проблему в том, что «преподаватели в массовых вузах просто не владеют языком, они не читают на английском языке. Не говоря о том уже, чтобы искать задания и рекомендовать статьи в международных журналах».

 

Другие эксперты видят способ вывести отечественные вузы из тупика в создании собственной, оригинальной системы образования. Они считают, что покупая западных педагогов, механически перенимая западные методики и правила, Россия сама помогает толкать себя в пропасть.

 

В российских университетах, как и вообще в высшем образовании, немало проблем и возможно, не стоит ставить во главу угла только стремление попасть в первую сотню международных рейтингов. Тем более, по мнению специалистов, все эти международные рейтинги абсолютно субъективны в своем составлении.

 

По информации Gazeta.ru и ИА Rex

Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2012