ЕГЭ набирает баллы

Выпускников, не сумевших преодолеть аттестационный порог ЕГЭ по обязательным предметам в 2016 году, стало «существенно меньше», чем раньше, сообщил Рособрнадзор, представивший предварительные анализы итогов единого госэкзамена. В ведомстве прогнозируют, что выпускников без аттестата будет выпущено из школы в два раза меньше, чем год назад, отмечая «существенное улучшение положения дел» на Северном Кавказе. Школы и ученики, объясняют эксперты, научились подстраиваться под те правила, которые им предлагают.

Количество не сдавших математику базового уровня в 2016 году сократилось с 7,4% до 4,7%. Русский язык не смог сдать 1% участников против 1,5% в прошлом году. Такие результаты предварительного анализа итогов ЕГЭ представили вчера в Рособрнадзоре. Русский язык и математика базового уровня — обязательные экзамены, необходимые для получения аттестата об окончании средней школы. ЕГЭ по русскому языку сдавали 658 тыс. учеников, из них 25,5% набрали от 81 до 100 баллов (в 2015 году таких было 20%). Двойки (пороговое значение 24 балла) получил 1% участников против 1,5% в прошлом году.


В ведомстве отметили «существенное улучшение результатов» ЕГЭ по математике базового уровня, который сдавала 561 тыс. участников. Средний балл за год увеличился, а число не сдавших экзамен сократилось с 7,4% до 4,7%. «Можно рассчитывать, что выпускников, не получивших аттестат, в этом году будет в два раза меньше, чем в прошлом»,— заявил заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев.

Руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по математике Иван Ященко считает, что выбор школьников «стал более осознанным»: в этом году большинство пришедших на профильный экзамен по предмету (учитывается при поступлении в вуз) «были уверены в своих силах, а не просто хотели попробовать». Он отметил рост числа успешно сдавших экзамен в регионах и «особенно на Северном Кавказе».

Тем не менее почти 70 тыс. человек требуют пересмотреть критерии оценки результатов экзамена по математике профильного уровня. Они поддержали требование, изложенное в петиции на имя президента Владимира Путина на портале OnlinePetition.ru. В ней отмечается, что задания на экзамене были «немыслимо высокого уровня сложности» и не соответствовали материалам для подготовки к экзаменам (предоставляются Федеральным институтом педагогических измерений).

В неудовлетворительном результате виноваты сами выпускники, считает Иван Ященко. «Многие, к сожалению, при подготовке ориентируются на демонстрационную версию экзамена, в заголовке которой указано, что она не отражает всего спектра тем, которые используются при подготовке заданий»,— пояснил он “Ъ”. Господин Ященко подчеркнул, что в спецификации экзамена (документ, размещенный на портале ФИПИ) записаны все темы школьной программы, на которых строятся задания. По его словам, подготовка к экзамену профильного уровня требует изучения на профильном уровне Государственного стандарта, а те, кто не смог преодолеть порог, «не готовы к обучению в профильном вузе».

Однако положительная динамика среди выпускников, сдающих базовый уровень обязательных экзаменов, действительно есть, считает ректор МГПУ Игорь Реморенко. «Постепенно школы и ученики учатся подстраиваться под те правила, которые им предлагают»,— добавляет он. По его словам, улучшение также связано с разделением математики на профильный и базовый уровни, «к которым легче подготовиться», а результаты по русскому языку сопоставимы с итогами прошлого года, поэтому «для точного прогноза успеваемости необходим более детальный анализ» итогов ЕГЭ.

Новости ЕГЭ