Мир новостей — «О международном сравнительном исследовании TALIS»

В России начинается подготовка к проведению международного сравнительного исследования педагогического корпуса TALIS (Teaching and Learning International Survey).

В начале 2017 года пилотный этап исследования Teaching and Learning International Survey стартует в таких субъектах РФ, как Москва, Московская, Тамбовская и Воронежская области.

В «семье» международных образовательных исследований TALIS занимает важное место. Получив его результаты, каждая страна может проанализировать подготовку и условия труда своих педагогов и сопоставить их с международными нормами. Раз в пять лет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит это исследование в разных странах.

В чем особенность данного исследования?

TALIS - это первый и единственный международный опрос, который сосредоточивается на учебной среде и рабочих условиях учителей средней школы (5-9-е классы). Данный проект восполняет важные информационные пробелы в международных сопоставлениях школьных систем мира. Участие в данном исследовании дает возможность учителям и директорам школ иметь право голоса в анализе системы образования и разработке решений в ключевых областях политики. Кроме того, TALIS позволяет странам сравнить себя с другими участниками исследования, которые сталкиваются с аналогичными проблемами, и перенять опыт других стран и их подходы к решению возникающих проблем.

В международном исследовании TALIS в 2013 году приняли участие 6 500 школ, их директора и более 100 000 случайно выбранных учителей средней школы из 34 стран.

В России партнерами ОЭСР по проведению TALIS являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», Институт образования НИУ ВШЭ.

Наша страна впервые приняла неформальное участие в исследовании в 2008 году, а в 2013 году стала его полноправным участником. Благодаря прошлым этапам TALIS 2008 и 2013 годов в России мы узнали, что образовательный ценз российских учителей - самый высокий в мире: 90% педагогов в школах России имеют высшее профессиональное образование. Мы получили подтверждение того, что российский педагогический корпус - самый пожилой в мире: его средний возраст - 51 год. Вместе с тем, доля учителей моложе 25 лет в России в два раза выше, чем в среднем по странам - участницам TALIS 2013 года, и молодых учителей в российских школах становится все больше.

Другой факт: рабочая неделя российского учителя превышает 46 часов (это на восемь часов больше, чем в среднем по странам - участницам TALIS). Учитель из России тратит на преподавание 23,5 часа в неделю; остальное время он посвящает тщательной подготовке к урокам и административной работе. Российские педагоги ориентированы на использование стандартизированных тестов. Почти 28% из них никогда не занимались разработкой собственной системы оценивания (в среднем по другим странам TALIS - только 6%).

Результаты TALIS 2013 года еще не отражают всех изменений, произошедших в российском образовании за последние годы. Среди них разработка и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), внедрение новых систем оплаты труда (НСОТ), модернизация системы повышения квалификации, разработка профессионального стандарта учителя, апробация механизмов общественно-государственного управления школой.

TALIS 2018 года будет проходить на новом этапе развития российской системы образования.

Министр образования Ольга Васильева на следующий день после вступления в должность заявила: «Приоритетным для меня является учитель, потому что я считаю, что без учителя все остальное невозможно. Именно Учитель с большой буквы - от него зависит наше с вами будущее».

В 2013 году 58,7% молодых российских педагогов и 41% учителей среднего возраста отмечали, что профессия учителя уважаема в обществе.

Результаты TALIS во всем мире свидетельствуют о том, что учителя чувствуют себя недооцененными. Аналитики отмечают, что выбор педагогической профессии определяется не только внутренней, но и внешней мотивацией. К числу внешних стимулов относится позитивное восприятие учительской профессии в обществе. Многие государства, получив результаты исследования, поставили перед собой задачу создавать и поддерживать более эффективные системы оценки и вознаграждения учителей как на школьном, так и на системном уровнях.

В TALIS 2018 года будут включены новые темы, связанные с анализом признания и поощрения учительского труда.

Российские исследователи зададут педагогам и директорам целый комплекс вопросов: как поощряется применение инноваций в педагогической деятельности? Какие ступени проходит карьерное развитие учителя? Какой видится педагогам связь между своей заработной платой и своими достижениями? Какие меры предпринимает администрация школы, помогая учителям преодолевать неудовлетворенность педагогической профессией? Как учитель распоряжается своим рабочим временем? Как организована обратная связь в педагогическом коллективе с администрацией школы, с семьями?

Особое внимание при проведении TALIS 2018 года будет уделено личному отношению учителей к своей профессии. Отдельно будут проанализированы убеждения учителей и их профессиональные достижения. Сопоставление двух блоков данных позволит выявить причины возможных сомнений в выборе профессии. Эксперты предполагают дать рекомендации для разных групп учителей по повышению привлекательности труда в школе.

О подготовке к пилотному этапу исследования TALIS в России рассказывает Елена Владимировна Чернобай, сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», один из организаторов проведения исследования TALIS - 2018 в России:

- Алгоритм работы при проведении TALIS следующий: страны - участницы TALIS обсуждают анкету и согласовывают ее вопросы с ОЭСР. Затем анкету переводят, адаптируют с учетом особенностей системы образования страны и предлагают школам - участницам исследования. Сейчас определены четыре российских региона, в которых в феврале 2017 года пройдет пилотный TALIS. Мы предоставляем данные из регионов в офис ОЭСР, где определяется репрезентативная выборка школ, в которых должно пройти исследование. Это единая система для всех стран-участниц. Мы со своей стороны должны подготовить регионы к участию в проекте. Наша задача не только обучить региональных координаторов TALIS (чаще всего в их роли выступают завучи школ), объяснить им принципы процедуры и правила заполнения анкет. По опыту предыдущих исследований известно, что многие учителя и директора школ воспринимают участие в TALIS как своего рода аттестацию: они стремятся показать себя с лучшей стороны и давать «правильные» ответы.

На прошлом этапе TALIS наши аналитики математическими методами выявили определенную долю «социально желательных ответов». Поэтому в своей предварительной работе с регионами, на наших вебинарах и консультациях с региональными координаторами проекта, мы объясняем, что исследование TALIS не является мониторинговым или контролирующим. Ответы учителей-участников остаются анонимными: нам важна объективная картина положения педагогов, условий их работы, структуры нагрузки. Результаты исследования помогут государству в дальнейшем создать условия для профессионального роста и развития учителей. TALIS направлен на то, чтобы корректировать государственную политику в области образования. И поэтому важно, чтобы на вопросы анкеты отвечал сам учитель, а не директор школы. В дальнейшем в исследовании будет принимать участие инспектор ОЭСР, который может приехать в каждый регион и посетить каждую школу-участницу.

Исследование TALIS, которое ОЭСР проведет в России в 2017-2018 годах, впервые позволит нам оценить результаты работы прошедших десяти лет, которые были важнейшими в истории российского образования. Мы сможем получить статистически достоверные свидетельства того, как сказались нововведения последних лет на работе рядового учителя, на его профессиональной идентичности, на его социальном самочувствии.

По итогам исследования предполагается разработать рекомендации для руководителей образования разных уровней и директоров школ, позволяющие эффективно управлять учебным процессом и привлекать в школы лучших и перспективных преподавателей. Именно фактор привлечения в школу высококвалифицированных кадров, по мнению аналитиков, позволяет безошибочно определить эффективность образовательной системы.

Новости РСОКО